Пасхальные традиции в разных областях Греции / Россия — Греция

Пасха – один из самых главных греческих праздников, который по-своему отмечают во всех уголках страны.

Пасха в Центральной Македонии

© ANA-MPA/Пантелис Сайтас

В Неа Месемврии (область Салоников) в Страстную пятницу две Плащаницы, пронесенные по улицам города, около девяти вечера cоединяются на кладбище. Там жители Месемврии зажигают свечи у могил своих близких, ушедших из жизни, и от их света становится светло, как днем.

В районе Иоанна Богослова в Серре в Страстную пятницу во время шествия Плащаницы существует обычай: каждая хозяйка, когда Плащаницу проносят мимо ее дома, выносит на порог столик, а на нем — ладан и образ распятия в окружении сирени и других цветов.

Также из ячменя или чечевицы готовят традиционное блюдо, восходящее к обряду «садов Адониса». В греческой народной традиции они символизируют преждевременно утраченную молодость, ведь юный и прекрасный Адонис был убит вепрем. В древние времена в первый день участники обряда воссоздавали похороны юноши, а на второй — его воскрешение. В наши дни хозяйки готовят блюдо из бобовых и ячменя в знак процветания, хорошего урожая и богатого семейного стола.

На побережье Сикья в Халкидики, в муниципальном кемпинге «Мили», в третий день Светлой недели организуются гонки на лошадях. Этот обычай имеет глубокие исторические корни и успешно возрождается в последние годы.

После завершения божественной литургии в часовне Святого Георгия священник передает наездникам образ и благословляет их, а затем процессия переносит икону из часовни к месту проведения соревнования.

Обычаи Восточной и Западной Македонии

© ANA-MPA/STR

В вечер Страстной пятницы в Неа Перамосе, во время выноса Плащаницы, местные жители в каждом районе совершают старинный обряд — сжигают подобие Иуды, пока Плащаницу проносят по улицам.

На третий день Пасхи в Элефтере, неподалеку от Кавалы, процессия верующих несет образы из византийского храма Святых Архангелов в живописную церковь Святых Рафаила, Ирины и Николая. А затем на центральной площади исторического городка устраивают большое празднество.

В области Драмы особый интерес представляет шествие иконы Воскресения вокруг сельской местности Кали Вриси в четверг Светлой недели. Этот обряд проводят, чтобы защитить деревню от всякого зла.

На следующий день, в пятницу Пасхальной недели, во многих местных общинах празднуют день Животворящего источника, в котором религиозный праздник сочетается с местными культурными традициями.

И наконец, свой особый характер носит Фомин понедельник в Ситагре, где местные понтийские греки продолжают соблюдать древние обычаи своей родины. Они приходят на могилы своих родных, обмениваются крашеными пасхальными яйцами и сладким угощением, поют песни.

В Западной Македонии в вечер Чистого четверга на службу Двенадцати Евангелий женщины приносят куличи, которыми делятся со всеми после завершения службы.

В Страстную пятницу существует обряд, повторяющий снятие с креста. Верующие проводят его неподалеку от деревни Дриовуно в Козани.

А жители Козани идут на Пасху на кладбище Святого Георгия. Они собираются возле могил своих родственников, зажигают свечи и ждут, когда прозвучит «Христос воскресе». На могилах для покойных членов семьи обычно оставляют крашеное яичко. 

Пасха в Фессалии

© ANA-MPA

Светлая Пасха — это праздник жизни для жителей фессалийских равнин (карагунов), работающих в поле. Это особая радость для того, кому выпадала честь колокольным звоном возвестить на заре благую весть о воскресении Христа.

Как рассказывает преподаватель Зисис Дзиамуртас в своей книге, получившей первую награду Афинской академии, колокольный звон утром Пасхи приносил благополучие дому, здоровье домашнему скоту и посевам. Около трех часов утра, на заре, все местные жители шли в церковь. Когда священник из Царских врат призывал верующих принять Благодатный огонь, первыми к нему подходили мужчины. Считалось, что это идет на благо семье, поскольку с этого момента с ними всегда будет благословение воскресшего Господа.

Затем в домах начинали готовиться к приготовлению ягненка. Собирали пучки вербовых прутьев и поджигали. Обычно несколько семей, две или три, жарили вместе одного барашка.

Вечером в тот же день все вновь шли в церковь на Божественную литургию. После ее окончания все вместе шли на берег, где карагуны весело исполняли традиционные пасхальные танцы.

Все эти обычаи приносили в дом счастье и благополучие, а пасхальное яйцо считалось источником жизни.

Пасха в Метеоре и Каламбаке

По-своему празднуют Пасху и в области Каламбаки. Монастыри Метеоры придают празднику в этой местности особый характер, наибольшее значение здесь имеет духовный смысл Воскресения Господня. А множество традиционных обычаев во всех уголках этой области создают атмосферу, привлекающую в дни Пасхи множество путешественников.

Кроме монастырей Метеоры есть в этой области и многие другие, благодаря которым на протяжении всей Страстной недели сохраняется особая духовная атмосфера праздника. Путешественники, которые попадают сюда в праздничные дни, впитывают духовность, освещающую пасхальные недели в Метеоре и других монастырях, но и ощущают на себе гостеприимство этой местности, необыкновенную красоту природы, разнообразие цветов и ароматов.

Пасха на Пелопоннесе

© ANA-MPA/Йота Корбаки

Интересный обычай сопровождает празднование Пасхи в Цаконии — из Леонидио и Тиро в небо запускают сотни фонариков, которые летят над Миртойским морем (древнее название юго-западной части Эгейского моря) и, если позволяет погода, даже достигают островов Идра и Спецес.

Пасхальный вечер в Леонидио — это вечер фонариков. Со словами «Христос воскресе» зажигают фитили, и фонарики поднимаются в небо. Они летят высоко и более получаса украшают собой небо весенней пасхальной ночи.

А когда какой-нибудь фонарь загорится, например, из-за слишком большого количества бензина, все участники обычая очень оживляются: соперники из соседних приходов ведут подсчет неудач, чтобы на утро воскресенья дразнить своих менее счастливых противников.

Утром Пасхи традиционные барашки на вертеле и «кокореци» (блюдо из потрохов) занимают почетное место во дворе мэрии, где все верующие — жители и гости Цаконии — собираются на веселый праздник. Вечером на площади 25 марта служат божественную литургию, священник читает Евангелие (также и на цаконском диалекте), а затем все исполняют традиционный цаконский танец.

В Тиро Плащаницу выносят на берег моря, шествие сопровождают рыбацкие лодки. А в воскресенье все прихожане городка расцвечивают пасхальное небо сотнями фейерверков и фонарей.

В приходе Преображения Господня, в порту, цаконцы проводят обряд сожжения Иуды в море, то же самое происходит и в приходе Святой Марины.

В пасхальное воскресенье литургия проходит на деревенской площади, здесь также читают Евангелие на цаконском диалекте. Вскоре после этого начинается традиционное цаконское застолье с барашком на вертеле, местным вином и, конечно, историческими танцами.

В пасхальное воскресенье в Каламате можно увидеть интересный обычай, который носит название «саитополемос» (в дословном переводе — «сражение стрелами»).

Это весьма популярный местный обычай, корни которого уходят в ΧΙΧ столетие, во времена освободительной борьбы греков против османского владычества в 1821 году.

Участники обряда одеты в традиционные костюмы, у каждого есть «стрелы», собственноручно сделанные из картонных трубок, набитых порохом. Они начинают стрельбу, «воодушевляя» толпу, идущую следом.

«Булуки» — так называют ватагу участников обряда — возродили обычай, который доказывает изобретательность греков и напоминает об их героизме во времена турецкого владычества.

Согласно преданию, мессенцы использовали стрелы, начиненные взрывчатыми веществами, для перехвата турецкой конницы, доказывая, что победа в битве не всегда зависит от численного превосходства.

П. Юльци

Источник: ΑNA-MPA