Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина празднует день рождения / Россия — Греция

31 мая один из известнейших российских музеев – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина – отметит свой 104-й день рождения.

Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С.Пушкина — один из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. По данным на начало 2016 года, его коллекция насчитывает более 683 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии. Ежегодно музей посещают около одного миллиона человек.

Изначально музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, хранившего в своем собрании античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию кабинетом профессора кафедры теории и истории искусства Ивана Цветаева в 1889-1890 годах началось его планомерное развитие и превращение в Музей изящных искусств.

© Sputnik/Владимир Астапкович

По замыслу Цветаева, музей должен был стать первым учебно-образовательным учреждением, в котором в гипсовых слепках, макетах и копиях представлены основные этапы истории искусства с древних времен до нового времени.

Церемония торжественной закладки здания музея состоялась в августе 1898 года в присутствии членов императорской фамилии и профессоров Московского университета. Зданию придали вид античного храма на высоком подиуме. Главный фасад украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика, находящегося на афинском Акрополе храма Эрехтейона. Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.

31 мая 1912 года Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке. На церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.

После революции, в 1923 году, Музей изящных искусств был выведен из подчинения университету. Ему также были переданы картины из ряда московских музеев, для которых западноевропейское искусство было непрофильным, из бывших частных собраний и национализированных московских усадеб. В 1932 году он получил название Государственного музея изобразительных искусств, а в 1937 году музею было присвоено имя Александра Пушкина.

После войны, в октябре 1946 года, здание музея, пострадавшее от бомбардировок, вновь открыло свои двери. В декабре 1953 года была открыта обновленная постоянная экспозиция, а с середины 1950-х годов выставочная деятельность музея стала приобретать все больший размах. В целом за время существования музея в его стенах состоялось свыше 1,2 тысячи выставок, где экспонировались произведения как из собственных фондов музея, так и из многих других отечественных и зарубежных собраний.

В настоящее время в ГМИИ сочетаются четыре типа экспозиции. Во-первых, это скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями с университетского периода музея. Во-вторых, это раздел, посвященный искусству и культуре древних цивилизаций — в экспозицию включены также и материалы раскопок, проводившихся музеем.

© Sputnik/Владимир Астапкович

В-третьих, картинная галерея VIII-XX веков, в которой представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и древние мозаики, работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX-XX веков. Наконец, в-четвертых, экспозиция отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные коллекции как культурное явление, с сохранением их целостности и с вниманием к личности собирателя.

Хотя изначально ГМИИ задумывался как музей копий, уже при открытии его коллекция слепков была дополнена великолепными подлинными произведениями искусства — коллекцией древнеегипетских памятников, которую собрал во время путешествий по Египту петербургский востоковед Владимир Голенищев, и произведениями итальянских художников XII-XIV веков из собрания Михаила Щекина.

В 1920-1930-х годах музею были переданы картины нидерландских и немецких мастеров, фламандских и испанских живописцев XVII века, итальянских художников XIII-XVII столетий, французских авторов XIX века. В 1948 году коллекция пополнилась произведениями французских художников конца XIX — начала XX века.

© Sputnik/Владимир Астапкович

Во многом благодаря передаче картин из расформированных музеев сейчас в ГМИИ можно полюбоваться подлинниками Боттичелли, Рембрандта, ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Кранаха, а также Мане, Дега, Писсарро, Сислея, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо и других величайших художников

Кроме того, после окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, а также клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии, однако некоторые ценности, принадлежавшие западногерманским галереям и частным коллекционерам, остались в музее.

Помимо выставок в музее организованы различные формы работы с детьми: это Клуб любителей искусств для учащихся средних классов, Клуб юных искусствоведов для старшеклассников, изостудия. Также проводятся занятия для родителей с детьми, а в 2006 году при ГМИИ был открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».

© Sputnik/Владимир Вяткин

Одним из наиболее известных культурных проектов музея являются «Декабрьские вечера». Эти музыкальные фестивали, приуроченные к выставкам, проводятся в музее с 1981 года. Их идейным вдохновителем и художественным руководителем долгое время был один из известнейших пианистов XX века Святослав Рихтер. «Декабрьские вечера» уникальны тем, что выступления музыкантов проходят в музейных залах и слушатель словно оказывается в храме или в зале дворца, куда, как в свою естественную среду, вернулись музыка и памятники изобразительного искусства.

В наши дни ГМИИ переживает, пожалуй, самую масштабную в своей истории реформу. Согласно новой концепции развития музея, представленной в апреле 2014 года, предполагается увеличить количество посетителей более чем в два раза — до 3 миллионов человек в год и расширить площадь помещений (с 49 тысяч до 105 тысяч квадратных метров). Для этого ГМИИ и принадлежащие музею здания будут реконструированы и превращены в единый комплекс.

Работа по созданию музейного городка, первоначальную концепцию которого разработал британский архитектор Норман Фостер, проводится в два этапа. К 2019 году планируется завершить реконструкцию будущих зданий музея и строительство депозитарно-реставрационного центра. А с 2019 по 2022 год будет закрыто на реконструкцию главное здание ГМИИ.

Ожидается, что после завершения реконструкции на территории музейного городка будет работать девять самостоятельных музеев, составляющих ГМИИ им. А.С.Пушкина. В каждом из них будут созданы пространства для постоянной экспозиции и временных выставок, для фондохранилища, магазинов, лекционных залов, общественных зон и кафе.

Источник: www.ria.ru