Новые времена – новые цели. Создание Агентства печати «Новости» / Россия — Греция

После окончания Великой Отечественной войны и Великой Победы, в информационном обеспечении которой Совинформбюро сыграло решающую роль, агентство продолжило активную работу. Последняя оперативная сводка от Совинформбюро вышла на московском радио 15 мая 1945 года. Тогда Юрий Левитан сообщил: «Прием пленных немецких солдат на всех фронтах закончен».

Но жизнь продолжалась, и перед страной стояли новые вызовы. В первую очередь, на идеологическом фронте.

По замечанию историка Александра Бондаренко, «пропаганда тогда была конкретной. Было на чем пропаганду строить и что отстаивать. Существовало два мира, две системы, шла борьба идеологий. Наша страна вызывала очень большое уважение в мире как государство, сокрушившее Германию. А пропагандисты очень умело пользовались любыми промахами идеологического и при этом реального противника».

Несколько послевоенных поколений знают, что именно «от Советского информбюро». люди узнавали о победах армии, а в 50-х — о жизни Советского Союза и стран социалистического лагеря.

Но в это время страна уже участвовала в новом противостоянии — не на поле боя, а в информационном пространстве. В 1961 году на смену Совинформбюро пришло Агентство печати «Новости» или АПН. «Информация на благо мира, на благо дружбы между народами». — таков был девиз нового агентства.

АПН должно было распространять за рубежом правдивую информацию об СССР и знакомить советских людей с жизнью народов зарубежных стран. В общем, укреплять взаимопонимание, доверие и дружбу народов — это сказано в уставе агентства.

В наследство от Совинформбюро АПН получило ценные кадры и общественный статус — среди его учредителей были союзы журналистов, писателей, космонавтов, общества дружбы с разными странами. 

А вот подача информации изменилась. Теперь нужно было не только информировать, но и разъяснять, убеждать, доказывать. Несмотря на свое название, сводками новостей агентство не занималось. На первое место вышли аналитические статьи и обзоры. АПН, в первую очередь, выполняло контрпропагандистскую задачу и опровергало предвзятое мнение, которое формировалось на Западе.

Делали это всеми доступными средствами и по всем возможным каналам: радио, телевидение, кино, газеты, журналы, дайджесты. Фотослужба АПН готовила не меньше 120 тысяч сюжетов в год. Газеты и журналы выходили в 45 странах разовым тиражом больше, чем в 4 млн экземпляров. Агентство готовило вестники на любой вкус и для самой широкой аудитории: «Наука и техника», «Культура и искусство», «Спорт», «Молодежь — жизнь и проблемы», «Международная информация». Был и ежедневный обзор советской прессы на английском языке Daily review.

Ежегодно АПН издавало по 200 книг и брошюр общим тиражом около 20 млн экземпляров. Печатали то, на что не решались другие издательства. Например, мемуары маршала Жукова, «Двадцать писем к другу» дочери Сталина Светланы Аллилуевой.

На внутреннюю аудиторию агентство практически не работало, за исключением газеты «Московские новости» и журнала «Спутник», которые были рассчитаны в том числе на российскую аудиторию и пользовались огромным спросом.

Журнал «Спутник» печатали не только на русском языке, но и на английском, французском, испанском, немецком, чешском и венгерском. В конце номера для иностранных читателей были представлены уроки русского языка, сказки и кулинарные рецепты народов СССР — вся страна в одном кармане.

Работа АПН за рубежом

Агентство печати «Новости» старалось найти своего читателя и слушателя везде, в первую очередь по другую сторону «железного занавеса». Для этого АПН открывало свои бюро в других странах, издавало газеты и книги на десятках языков и активно сотрудничало с зарубежными журналистами.

© Sputnik/К. Цыпленков

У Агентства было больше ста представительств по всему миру. АПН хорошо знали в арабском мире, в Индии долгое время работал крупный информационный центр. В Европе было сложнее — в некоторых странах Старого Света о деятельности Агентства почти ничего не знали. Хотя где-то работа шла хорошо, например в Нидерландах.

Чтобы заставить весь мир к себе прислушиваться, нужно к каждому региону, к каждой стране найти подход. Особенности менталитета, интересы и ожидания зарубежных читателей и слушателей изучали специалисты-страноведы. К тому же чтобы выйти на международный информационный рынок, нужно было и писать соответственно — так, как привыкли в Азии, Европе, Америке.

АПН закончило свое существование в 1990 году, когда на его базе президент СССР Михаил Горбачев решил создать Информационное агентство «Новости» (ИАН). Впереди агентство ждали новые вызовы и новые изменения.

Источник: www.ria.ru