Греческий ученый открыл множество новых вирусов на нашей планете
© ANA-MPA

Греческий ученый открыл множество новых вирусов на нашей планете

Греческий биолог, представитель диаспоры, сотрудник Объединенного института исследования генома Министерства энергетики США, обнаружил и «занес на карту» огромное количество неизвестных до сих пор вирусов, которые существуют на нашей планете и большинство которых проникают в бактерии, заражая их.

Исследователи под руководством Никоса Кирпидиса, опубликовавшие статью в журнале Nature, изучили все основы генетических данных микроорганизмов по всему миру и обнаружили более 125 тысяч полных или фрагментированных геномов вирусов, содержащих в общей сложности 2,79 миллиона белков. Таким образом, им удалось значительно увеличить число известных геномов вирусов, что поможет ученым, особенно в области синтетической биологии.

«Впервые было осуществлено столь масштабное исследование, включавшее систематический поиск во всех местах обитания с таким широким диапазоном данных с целью выявления такого количества новых вирусов. Мы изучили с генетической точки зрения вирусы во всех экосистемах», — заявил Кирпидис.

«99% обнаруженных семейств вирусов не имеют тесной связи с каким-либо вирусом, ДНК которого уже была расшифрована прежде. Это дает нам множество новых данных, более подробное изучение которых предстоит в ближайшие годы, — отметил он и добавил: — Мы увеличили больше чем в два раза число семейств бактерий, которые "размещают" в себе вирусы, создав первую карту глобального распределения вирусов».

Количество микроорганизмов на нашей планете немыслимо (единица с тридцатью нулями); считается, что оно превосходит число звезд нашей галактики. При этом большинство из них остаются неизвестными и никак не используются человечеством. Министерство энергетики США реализует программу, задача которой — пролить свет на эту «темную материю».

Считается, что число вирусов по крайней мере на два порядка больше, чем количество клеток микроорганизмов (бактерий и т.д.). Ситуация осложняется тем, что вирусы проникают в микробы и заражают их.

На сегодняшний день была «прочитана» ДНК (секвенированы геномы) только 2,2 тысячи вирусов и около 50 тысяч бактерий, то есть лишь небольшого процента от общего количества. Новое исследование, в котором принимал участие еще один греческий ученый, коллега Кирпидиса Йоргос Павлопулос, также сотрудник Объединенного института исследования генома Министерства энергетики США, должно помочь в изучении большего числа геномов.

Никос Кирпидис изучал биологию в Университете Аристотеля в Салониках (1988) и получил докторскую степень в области молекулярной биологии и биотехнологии Университета Крита (1996). С 2004 года Кирпидис работает в Объединенном институте исследования генома Министерства энергетики США в Сан-Франциско в качестве эксперта в области биоинформатики и отвечает за разработку платформы сравнительного анализа геномов микроорганизмов.

В 2010 году ученый стал руководителем программы метагеномики, в 2011 году — программы геномики микроорганизмов и постгеномики. Кирпидис является обладателем нескольких премий, а с 2014 года — членом Американской академии микробиологии.

Источник: ANA-MPA