Общество
Автомобиль М-20 «Победа-Спорт»: рывок в СССР
© Sputnik/Валерий Мельников
Тема: Общество

Автомобиль М-20 «Победа-Спорт»: рывок в СССР

Москва. Август. Темное небо. Открытый ретромобиль красного цвета выкатывается на дорогу за стадионом «Спартак» в Тушине. За рулем единственной в мире «Победы-Спорт» — автомобильный энтузиаст Иван Падерин. Он воссоздал эту машину, увлекшись советскими ретромобилями. История автомобиля — в материале РИА Новости.

© Sputnik/Валерий Мельников

«Победа Спорт»

Экспериментальный отдел Горьковского автозавода с 1950 по 1956 годы построил 4 автомобиля «Победа» со специальными кузовами. Они создавались для автомобильных гонок, которые набирали популярность в СССР с 1949 года. Гонки проходили на Минском шоссе по маршруту протяженностью почти 1,5 тыс. км — из Москвы в Минск и обратно. Максимальные скорости уже тогда достигали 170 км в час.

«Это был экстрим, тем более что первые заезды состоялись зимой и без перекрытия движения. За год до этого правительство полностью запретило использование в соревнованиях иностранной техники. Позже эта мера привела к стагнации советского автоспорта, но в первые 5-7 лет наблюдался действительно качественный скачок, создание большого числа интересных спортивных машин на базе серийных "Побед", "Москвичей", "ЗИСов"», рассказывает Падерин. Он более 15 лет проработал автомобильным журналистом, а позднее  стал автором и издателем нескольких книг по истории отечественных автомобильных марок.

В своей книге-энциклопедии по классическим автомобилям ГАЗ, выпускавшимся с 1932 по 1982 год, Падерин рассказал почти о 500 моделях, причем информация о ста с лишним уникальных машинах была опубликована впервые. Одной из таких находок стала и спортивная «Победа» с бездверным открытым кузовом, на которой в 1956 году гонщики заводской команды «Торпедо-ГАЗ» Вячеслав Мосолов и  Александр Ефремычев завоевали второе место на чемпионате СССР.

Вячеслава Мосолова Падерин называет таким же грандом для гоночной команды «Торпедо-ГАЗ», каким Федор Черенков был для «Спартака», или Валерий Харламов — для ЦСКА. Мосолов в 1956 году начал постройку своего спорткара на базе «Победы», а в 60-е годы стал лидером сборной СССР по ралли. Одним из мотивов воссоздания гоночной машины Мосолова Иван считает случайное их очное знакомство в 2000 году — молодого тогда журналиста и легендарного гонщика.

© Sputnik/Валерий Мельников

Воссоздание ретромобиля

В устройстве этой «Победы» не было ничего сложного. Работы по воссозданию родстера заняли менее 5 месяцев, и к июлю 2015 года автомобиль был готов. В августе он уже стоял в ГУМе на выставке «Парад "Побед"».

Почти каждую неделю летом Иван выезжает на своем ретромобиле на дороги Москвы. За последний год спортивная «Победа» успела побывать в Минске, Нижнем Новгороде, объехать побережье Крыма.

Когда с Красной площади стартует «Победа Спорт», она срывает аплодисменты зрителей, — рассказывает Падерин. Автомобиль вызывает большой интерес и на улицах.

«Окружающие все время фотографируют, улыбаются, приветствуют, машут руками, водители всегда пропускают вперед, в свой ряд» — делится он своими впечатлениями от поездок на «Победа Спорт», которая расходует 10 литров бензина на 100 км городского маршрута, и в два-три раза больше на кольцевой гоночной трассе. «Только в полете живут самолеты» — объясняет Иван постоянное участие его «Победы» в гонках классических автомобилей. Он не раскрывает бюджет воссоздания раритета, но говорит, что проект оказался «не очень дорогим».

© Sputnik/Валерий Мельников

Любовь к советскому

Падерин объясняет свое увлечение ретромобилями так: «После многих лет в автомобильной журналистике новые модели автомобилей как объекты исследований, меня перестали интересовать. Старые же мне всегда нравились, в них есть и характер, и индивидуальность. У меня детство прошло в ГАЗ-21 "Волга" — автомобиль, на котором меня везли из роддома, и первые 25 лет это была единственная моя машина», — рассказывает Падерин.

«Марка ГАЗ считалась самой престижной в советское время, — говорит Иван. — И до сих пор "Волга" — это главная марка страны. Да, их практически уже и не видно, но стоит лишь выехать на дорогу на "Волге" М-21, и вы поймете, что так оно и есть, вы увидите, как город будет снимать шляпу».

От ретромобиля до ретропроектов

Падерин в 2010 году организовал проект Gorkyclassic. Газовские модели — это целые культурные слои, это то, что ментально близко каждому: «Победа», «Волга», «Чайка», армейские вездеходы, считает он.

Несколько лет Падерин организовывал мероприятия классических автомобилей ГАЗ в Нижнем Новгороде, а с 2014 года — ралли на исторических советских моделях по Москве «ГУМ-Авторалли Gorkyclassic». В 2016 году в нем приняли участие более 130 экипажей.

«Меня особо не интересуют ни Ferrari, ни Porsche. Чтобы быть авторитетным специалистом в этих марках, нужно каждое утро просыпаться в Маранелло или на Нюрбургринге, и на слух определять, какая машина и на каких шинах едет по треку», — объясняет Падерин свое пристрастие к истории именно отечественных марок.

© Sputnik/Валерий Мельников

Новые проекты

Распространяться о планах Gorkyclassic Падерин не спешит, уводит разговор в сторону. «Была такая машина, ГАЗ-АААА — экспериментальный квазивездеход, который в 1936 году пересёк пустыню Каракумы. Тогда это был акт героизма, потому как никто даже не представлял, как ведут себя автомобиль и двигатель на песке при пятидесятиградусной жаре.

И может быть, от непонимания всех опасностей испытателям и удалось совершить невозможное — пересечь пустыню. Считайте, что это вызов нам — воссоздать ещё одну уникальную машину, трехоску и отправиться на ней в Среднюю Азию».

Источник: www.ria.ru