Общество
«Нехорошая квартира», синематограф и британская часовня: 10 самых интересных мест центра Москвы
© Sputnik/Владимир Песня
Тема: Общество

«Нехорошая квартира», синематограф и британская часовня: 10 самых интересных мест центра Москвы

Как назывался «Художественный» 100 лет назад, где находится «нехорошая квартира», что связывает московские церкви и главную библиотеку страны? За фасадами старинных зданий скрыты не только изящные интерьеры, но и захватывающие истории. Они складывались на протяжении десятков или сотен лет — в зависимости от возраста домов. Это подборка самых интересных историй московских домов, которые расположены на улицах, участвующих в программе благоустройства «Моя улица».

© Sputnik/Алексей Куденко

Самый первый и самый художественный

Арбатская площадь, дом 14. Кинотеатр «Художественный»

«Художественный электротеатр» стал одним из первых синематографов в Москве. Первый сеанс здесь состоялся 11 ноября 1909 года.
«Зрительный зал на 400 мест и фойе со светящимся фонтаном художественно отделаны. Грандиозный экран в светящемся гроте», — так описывала новый синематограф газета «Русские ведомости».

Кинотеатр стал настолько популярным, что 400 мест было недостаточно. В 1912 году за реконструкцию синематографа взялся один из самых известных архитекторов своего времени, мастер стиля модерн Федор Осипович Шехтель. В зале обновленного кинотеатра было уже 925 мест. На фасаде появились пилястры и две ниши с барельефами — колесницами, устремившимися навстречу друг другу. Здание было оборудовано современной системой вентиляции и паровым отоплением.

После революции «Художественный» стал первым кинотеатром Госкино. В нем собиралась советская интеллигенция. Именно здесь 28 декабря 1925 года во время просмотра ленты «Броненосец Потемкин» официально объявили о самоубийстве Сергея Есенина.

В 1955 году кинотеатр оборудовали первым в Москве широким экраном. Его ширина достигала 14 метров, что на тот момент было примерно в три раза больше обычного. Экран изготовили из специальной пластмассы, которая увеличивала яркость изображения и хорошо отражала свет.

В тот же период «Художественный» лишился черт модерна. С фасада сбили барельефы, а окна заделали. Здание приобрело строгий вид постройки в стиле конструктивизма. Это отвечало духу времени: Никита Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС, вел активную борьбу с архитектурными излишествами. Тем не менее вплоть до постройки в 1961 году киноконцертного зала «Россия» «Художественный» оставался лучшим в городе.

В 2009 году легендарный кинотеатр отпраздновал свое столетие. К юбилею в фойе был открыт памятник первому кинобилету. В 2014 году «Художественный» закрыли на реконструкцию. Кинотеатру вернут исторический облик: восстановят оригинальный фасад с барельефами и оконные проемы. Кроме того, вернут и историческое название — «Художественный электротеатр».

«Булгаковский дом»

Улица Большая Садовая, дом 10

Пятиэтажный дом в стиле модерн построен 1903 году по проекту архитекторов Антонина Милкова и Эдмунда Юдицкого. Часть квартир доходного дома занимали Московские высшие женские курсы. В остальных проживали в основном врачи и деятели искусства. Здесь даже была оборудована художественная мастерская. В разное время в доме жили писатель Михаил Булгаков, художники Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Георгий Якулов, партийный и государственный деятель Владимир Бонч-Бруевич, архитектор Сергей Шуцман.

Помните «нехорошую квартиру» из «Мастера и Маргариты», в которую писатель поселил Степу Лиходеева и Михаила Александровича Берлиоза, а затем свиту Воланда? Исследователи творчества Булгакова и москвоведы сходятся на том, что прообраз квартирки располагался именно в доме 10 по Большой Садовой. Только в романе номер дома изменен на 302-бис. Здесь Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан, Петр Кончаловский написал десятки известных полотен, сюда приходили Анатолий Луначарский, Владимир Маяковский, Александр Таиров, Анатолий Мариенгоф… Здесь же незадолго до покушения на Ленина жила Фанни Каплан.

Сейчас в доме располагается Музей Михаила Булгакова. В здании сохранилась лепная отделка подъездов, резные филенчатые двери отдельных квартир и кованые решетки лестниц. В левом подъезде на третьем этаже частично сохранилась отделка квартиры владельца дома Ильи Пигита.

Дом Игумнова

Улица Большая Якиманка, дом 43

Дом Игумнова построен в 1895 году по проекту архитектора Николая Поздеева. Сейчас в этом здании располагается посольство Франции и резиденция посла.

Николай Игумнов, купец, собственник золотых приисков в Сибири, в 1888 году подал прошение о строительстве нового каменного дома в Москве. Для строительства особняка в псевдорусском стиле выписывали голландский кирпич, а многоцветные изразцы для украшения дома были изготовлены на знаменитом фарфоровом заводе Кузнецова. Интерьеры оформили художник и архитектор Петр Бойцов и брат автора проекта архитектор Иван Поздеев. Последний завершал строительство особняка после смерти брата в 1893 году.

После Октябрьской революции в особняке некоторое время находился Институт мозга, который был создан в 1928 году на базе лаборатории по изучению мозга (именно в нее поступил мозг Ленина после смерти вождя).

С домом Игумнова связаны разнообразные легенды. Согласно одной из них, директор мануфактуры собирался жить здесь со своей любовницей, но уличил ее в измене и замуровал неверную в стенах особняка. Еще есть история о том, как однажды Игумнов решил удивить гостей и выложил пол в парадной комнате золотыми монетами. Так как на червонцах был изображен профиль Николая II, посетители весь вечер невольно проявляли неуважение к царской особе. Предполагают, что ссылка Игумнова в Абхазию связана с тем, что слухи об этом вечере дошли до самого императора.

© Sputnik/Руслан Кривобок

Российская государственная библиотека

Улица Воздвиженка, дом 3

В 1924 году библиотеку Румянцевского музея преобразовали в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина. Огромное количество книжных поступлений и высокий статус учреждения требовали нововведений. И в первую очередь — расширения площадей. В 1926 году Совнарком СССР признал «существующее здание Ленинской библиотеки не соответствующим ее работе и значению».

В 1927-1929 годах в три этапа прошел конкурс на лучший проект, но директор библиотеки Владимир Невский выбрал работу архитекторов Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко, хотя они и не участвовали в конкурсе. Новое здание стало эталоном сталинского ампира. Авторы совместили советский монументализм и неоклассические формы.

Библиотека щедро украшена: между пилонами фасада — бронзовые барельефы с изображениями Архимеда, Коперника, Ньютона, Ломоносова, Дарвина, Пушкина и других ученых, философов и писателей. Для облицовки использовались известняк и черный гранит, для интерьеров — мрамор, бронза, дубовые стеновые панели. Скульптурный фриз над главным портиком был выполнен в основном по рисункам Владимира Щуко. В оформлении интерьеров библиотеки принимали участие известные советские скульпторы: Матвей Манизер, Надежда Крандиевская, Вера Мухина и другие.

Не обошлось строительство и без пропаганды научного атеизма. Для декоративной отделки здания использованы элементы разрушенного храма Христа Спасителя, а для горельефов второго этажа — бронза переплавленных колоколов московских церквей.

© Sputnik/Юрий Артамонов

Единственная англиканская церковь в Москве

Вознесенский переулок, дом 8/5, строение 2

Ансамбль англиканской церкви Святого Андрея относится к концу XIX века. Проект заказали известному английскому архитектору Ричарду Ниллу Фримену. Сам он в Москву так и не приехал, но чертежи прислал: это была типичная английская церковь в неоготическом стиле. Здание строили в течение двух лет — с 1882 до 1884 год. Получилась однонефная базилика из красного кирпича с примыкающей башней, которая так и не стала колокольней, хотя изначально это предполагалось. Общая площадь всех помещений церкви — около 3,5 тысячи квадратных метров.

Первая служба прошла 2 сентября 1884 года. А через несколько месяцев состоялось торжественное богослужение, на которое приехал лондонский епископ Джонатан Титкомб. Он освятил церковь в честь святого апостола Андрея, покровителя Шотландии. В то время именно шотландцы составляли подавляющее большинство в английской общине столицы. Московская англиканская церковь была не только местом молитвы и богослужений, но общественным центром британской колонии. В ней располагались библиотека, комната для собраний и архив. А в башне была устроена комната-сейф, в которой члены общины хранили ценности.

Церковь Святого Андрея была настолько английской, что многие британские путешественники писали о странном впечатлении, которое она на них производила. Они как будто попадали не в Москву, а в провинциальный английский городок.

Привычный порядок вещей изменил XX век с его войнами и революциями. В октябре 1917 года большевики заняли башню церкви и обстреливали из пулемета соседнее здание — дом генерал-губернатора. Настоятель церкви позднее вспоминал, что после окончания боев во дворе были лужи крови, а землю покрывали гильзы.

В ХХ веке церковь понесла большие потери: во время Великой Отечественной войны в результате немецких авианалетов оказались полностью утрачены витражи. Отсутствуют росписи и исторический орган.

До сих пор это единственная англиканская церковь в Москве. Богослужения проходят только на английском языке. Прихожане — люди более чем из 40 стран, разных национальностей и ветвей христианства. В помещениях церкви расположены Англиканско-православный образовательный центр, библиотека, воскресная школа и англоязычное общество анонимных алкоголиков.

Нигде кроме как в Моссельпроме!

Калашный переулок, дом 2/10

В 1912 году по заказу купца Титова архитектор Николай Струков начал строительство многоэтажного доходного дома на углу Калашного, Нижнего Кисловского и Малого Кисловского переулков. 22 марта 1913 года у практически достроенного семиэтажного здания обрушилась фасадная стена. Из-за трудностей военного времени здание восстановили лишь частично. В 1923-1925 годах пятиэтажный дом все-таки решили довести до ума и надстроили его двумя этажами, увенчала строение зубчатая шестиугольная башня с часами. По окончании работ многие помещения заняли склады Моссельпрома, но часть здания была жилой, здесь поселили рабочих Бабаевской кондитерской фабрики.

Дом Моссельпрома приобрел известность благодаря панно, выполненному по эскизам супругов Александра Родченко и Варвары Степановой. Надписи делали прямо на кирпичах, а натюрморты — на фанерных щитах, стена оставалась неоштукатуренной. Родченко изобразил конфеты «Мишка косолапый», пиво «Друг желудка», папиросы «Герцеговина Флор». Зазывные яркие надписи гласили: «Моссельпром», «Дрожжи», «Пиво и воды», «Конфекты». И конечно, каждый москвич узнал, что продукты надо покупать «нигде кроме как в Моссельпроме». Рекламный слоган, также ставший частью красочного панно, придумал не кто-нибудь, а Владимир Маяковский.

Правда, в 1930-е годы изображения стерли. С 1937 года здание стало жилым. Внешнее оформление воссоздали больше чем через 60 лет, в 1997 году. Но изображения уже не соответствовали подлинным, так как наносились на штукатурку.

В настоящее время в здании находятся один из факультетов Российской академии театрального искусства и мастерская художника Ильи Глазунова.

© Sputnik/Антон Денисов

Иногда рукописи горят

Никитский бульвар, дом 7а

В самом центре Москвы, на Никитском бульваре, расположена старинная городская усадьба, ансамбль которой начал складываться в XVII веке. Чугунные ворота ведут во двор, где в задумчивой позе сидит Николай Гоголь. Воплощенный в бронзе, конечно же. Памятник работы Николая Андреева был установлен в 1909 году к столетию со дня рождения писателя. Правда, не здесь, а на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре. Там он и простоял до середины прошлого века, когда было решено заменить его на новый, более жизнерадостный. Но и нынешнее расположение монумента не случайно, ведь именно в усадьбе графа Александра Толстого Гоголь провел последние годы жизни.

Все, кто приходил в усадьбу графа, как правило, заставали Гоголя за работой у высокой конторки или за столом. Сочиняя, писатель часто проговаривал текст, разыгрывая целые сценки. 5 ноября 1851 года в зале первого этажа Гоголь читал комедию «Ревизор» актерам Малого театра. В доме графа Толстого был сожжен второй том «Мертвых душ». Здесь же, при загадочных обстоятельствах, великий русский классик скончался 21 февраля 1852 года.

Сейчас в особняке располагается Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека.

Дом полярников

Никитский бульвар, дом 9

Изначально это был доходный дом графини Шереметевой, построенный в 1901 году. В 1936-1937 годах архитектор Евгений Иохелес перестроил его по заказу Главсевморпути.

Дом в итальянском стиле представляет собой один из наиболее изящных примеров довоенной советской архитектуры. Здание, увенчанное широким карнизом, выходит на бульвар практически симметричным фасадом. Только левое крыло отличается размером и формой окон, оно несколько повернуто относительно плоскости фасада — Евгений Иохелес включил в свой проект небольшой дореволюционный доходный дом, органично вписав его в больший масштаб нового строительства.

В этом доме в разные годы жили девять героев Советского Союза, в том числе полярники Михаил Белоусов, Николай Зубов, Анатолий Ляпидевский, Иван Черевичный, Петр Ширшов и Георгий Ушаков.

Богородице-Рождественский монастырь

Рождественский бульвар, дом 8/20

Монастырь был основан в 1386 году княгиней Марией (в монашестве Марфа). Это один из древнейших женских монастырей Москвы. Есть две версии, касающиеся его первоначального расположения. Согласно первой, монастырь находился на территории Московского кремля и назывался «что на Рву». Он простоял там до 1484 года, а во время грандиозной перестройки кремля при Иване III был перенесен на нынешнее место.

Вторая и более достоверная версия гласит, что Рождественский монастырь изначально был построен на своем современном месте — на левом берегу Неглинной, на землях, находившихся во владении серпуховского князя Владимира Андреевича, сына княгини Марии.

Во время летнего пожара 1500 года Рождественский монастырь сгорел. Великий князь Иван III велел восстановить его и выстроить новый каменный собор. Этот одноглавый храм считают архитектурной репликой старейшего в Москве Спасского собора в Андрониковой обители.

Летом 1547 года во время очередного сильного пожара сгорели постройки монастыря, пострадал и каменный собор. Вскоре он был восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны, жены Ивана Грозного.

В течение нескольких столетий монастырь претерпевал изменения. Так, в 1670-х к собору с востока была пристроена усыпальница князей Лобановых-Ростовских. В 1687 году был возведен каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и несколькими приделами. А в 1836 году над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского.

В 1922 году монастырь был закрыт. Здесь размещались различные учреждения, в кельях устроили коммунальные квартиры. Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители княгини Марии было уничтожено, часть стен снесена. В 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан Московскому архитектурному институту для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества.

Богослужения в соборе Рождества Пресвятой Богородицы возобновились 14 мая 1992 года. Монастырь был возрожден в июле 1993 года, но в нем и сейчас ведутся реставрационные работы.

© Sputnik/Владимир Песня

Город в городе

Улица Серафимовича, дом 2

В 1918 году, когда столицу перенесли из Петрограда в Москву, многих госслужащих перевели на новое место. Поначалу их расселили в гостиницы, но было понятно, что это временное решение. В 1927 году создали комиссию по строительству Дома ЦИК и Совета народных комиссаров.

И в 1931 году на месте, где до этого находились винно-соляные склады, архитектор Борис Иофан построил знаменитый Дом на набережной. Уникальная архитектурная выразительность дома основана на сочетании однотипных жилых секций со сложным общим силуэтом корпусов, окружающих дворы-колодцы. В них были разбиты газоны и установлены фонтаны.

В дом въехала новая советская элита — генералы, наркомы, ученые, деятели культуры. Квартиры были служебными, жильцы периодически сменялись, обычно не по своей воле. Дом ЦИК представлял собой небольшой город в городе. Здесь были крытые теннисные корты, кинотеатр, солярий, спортзал, клуб, ясли, детский сад, магазин, амбулатория, почта, библиотека, столовая, прачечная, обширные подвалы, в которых устроили снеготаялку и мусоросжигательные печи.

Всего в здании 505 квартир, на каждом этаже по две. Внутри — дубовый паркет и художественная роспись на потолках. Фрески делали специально приглашенные из Эрмитажа живописцы-реставраторы. В столовой жители дома бесплатно получали готовые обеды и сухие пайки, так что самим готовить пищу было не обязательно. Именно поэтому во всех квартирах изначально запроектированы крошечные кухни. Мебель в доме была унифицирована: стулья, столы, буфеты и прочее имели бирки инвентарных номеров. Жильцы, въезжая, подписывали акт приемки, в котором учитывалось все — вплоть до дубовой крышки от унитаза.

В доме имелись конспиративные квартиры чекистов, которые располагались на первом этаже. Чекисты работали в доме под видом обслуживающего персонала и в своих квартирах встречались с осведомителями. Многие жители были репрессированы целыми семьями во второй половине 1930-х годов.

Сейчас в доме расположены жилые корпуса, Театр эстрады, кинотеатр «Ударник» и различные коммерческие организации. Кроме того, здесь открыт музей «Дом на набережной». Хранители попытались воспроизвести атмосферу 1930-х годов.

Источник: mos.ru