Общество
От зимника к монорельсу: пять веков московского общественного транспорта
© Sputnik/Владимир Федоренко
Тема: Общество

От зимника к монорельсу: пять веков московского общественного транспорта

История общественного транспорта Москвы начиналась с заезжих извозчиков на деревенских санях. Теперь горожане могут выбирать средство передвижения на любой вкус - от индивидуального такси до многолюдного метро.

Извозчики

© Sputnik

Извозчики появились в Москве в ХVI-XVII веках. Чаще всего это были крестьяне, приезжавшие из деревень в несезон, когда дома могли обойтись и без них. Летом их число резко сокращалось: крестьяне возвращались к своим обычным занятиям. Таких извозчиков позже называли зимниками. Профессиональным извозный промысел стал в Москве в ХVIII веке.

Численность московских извозчиков постоянно росла. В середине XVII века их было около двух тысяч, во второй половине XVIII — до пяти тысяч, а в начале XIX — уже около восьми тысяч. Наибольшее число извозчиков в Москве было в конце XIX века — около 19 тысяч.

Особую группу извозчиков составляли ломовики, выполнявшие грузовые перевозки на повозках, в которые запрягали обычно лошадей-тяжеловозов.

Московские извозчики были полностью вытеснены новыми видами городского транспорта: автобусом, троллейбусом, такси и, наконец, метро. Если в 1928 году извозчиков насчитывалось около пяти тысяч, то в 1939-м — только 57.

Линейка

Первый общественный транспорт в Москве появился в 1847 году, когда было открыто движение многоместных летних и зимних экипажей на конной тяге. В каждом из них, первоначально представлявшем собой нечто вроде открытой или крытой кареты, в центре стояли две скамейки. На них спиной к спине и лицом к тротуару сидели пассажиры. Такие экипажи, курсирующие по заранее определённым маршрутам — линиям, москвичи в просторечии стали называть линейками. Это название и укоренилось.

Первые линейки курсировали по трём радиальным маршрутам, а к 1870 году линеек было уже 22 штуки.

Москвичи, правда, к линейкам относились неоднозначно: уж слишком грязны они были, слишком искалеченными казались лошади.

С постройкой сети линий конного трамвая линеечный промысел в Москве значительно сократился. Он вытеснялся из города для обслуживания пригородов. В летнее время маршруты линеек продлевались до Останкина, Сокольников, Петровского парка, Серебряного бора и использовались даже для загородных прогулок.

Московская конно-железная городская дорога

© Sputnik

Проект прокладки линий конного трамвая был разработан для Москвы в 1864 году, однако первую временную линию открыли лишь восемь лет спустя, приурочив её к проходившей в городе Политехнической выставке. Тогда же Городская дума окончательно утвердила проект строительства сети линий конно-железных дорог.

Движение по первой перестроенной Петровской линии конного трамвая (от Иверской часовни через Страстную площадь, Тверскую заставу до Петровского парка) открылось 1 сентября 1874 года.

К концу 1876 года Первое общество конно-железных дорог в Москве выстроило сеть линий в 27 вёрст, имело 82 вагона и три депо-конюшни. В 1880-1881 годах сеть была расширена и достигла 33 вёрст, а в 1891 году — 45 вёрст.

Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж (вагон), иногда двухэтажный с открытым верхом («империал»). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. Конку можно назвать предшественником электрического трамвая.

В 1885-1887 годах Бельгийское общество построило линии конного трамвая второй сети. В 1888-1891 годах она была расширена и достигла к 1891 году 43 вёрст одиночного пути, имея 13 линий и три коночных депо.

В 1891 году, когда началась совместная эксплуатация обеих сетей, общая протяжённость линий конки достигала 88 вёрст (94 километра), по городу было разбросано девять коночных депо, а на линии выходило более 2000 лошадей и 400 вагонов.

Использование конки в Москве продолжалось до 1912 года.

Трамвай

© Sputnik

Торжественное открытие трамвайного движения в Москве состоялось 25 марта 1899 года. На следующий день трамваи стали регулярно ходить от Бутырской заставы до Петровского парка. К началу Первой мировой сеть трамвайных путей стремительно разрослась по всей Первопрестольной.

В 1918 году протяжённость трамвайных путей в столице составляла 323 километра, пассажиров перевозили 475 вагонов при средней скорости движения трамвая семь километров в час. К 1926 году протяжённость путей выросла до 395 километров. Число вагонов достигло 764, а средняя скорость на трассе — 12 километров в час.

Максимальной протяжённости трамвайная сеть в Москве достигла в конце 1940-х и составляла 560 километров. В следующие четыре десятилетия она уменьшилась на 100 километров: трамвай активно стал замещаться другими видами общественного транспорта.

Последняя трамвайная линия в Москве была открыта в 1982 году — в Строгине.

В ближайшем будущем новые линии скоростного трамвая планируются в Гольянове, Северном, Бирюлёве Западном, Ивановском (с возможностью продления в Балашиху).

Автобус

© Sputnik/Борис Игнатович

Поскольку в начале ХХ века городские власти не хотели создавать конкуренцию трамваю, первая автобусная линия в Москве была пригородной — от Камер-Коллежского вала в районе Марьиной рощи до Останкина. Линия была открыта 17 июля 1907 года, и на ней в летний сезон курсировали два открытых автобуса, принадлежавших графу Шереметеву.

Первый автобусный маршрут в Москве был открыт 8 августа 1924 года. Однако, несмотря на активное развитие маршрутной сети, вплоть до 1950-х годов автобус играл очень незначительную роль в перевозках (около восьми процентов).

Активное развитие автобусного сообщения в городе пришлось на 1950-1960-е годы в связи с резким увеличением его площади и строительством новых жилых районов. Если в 1950 году имелось 50 маршрутов (24 городских и 26 пригородных), то к 1960 году их стало 154 (88 и 66 соответственно), а в 1970 году — уже 256 (226 и 30).

В некоторых окраинных районах автобус надолго стал единственным видом общественного транспорта. В конце 1980-х автобусом пользовались ежедневно около 3,3 миллиона человек (население города составляло 8,5 миллиона), протяжённость превышала шесть тысяч километров, на долю автобуса приходилась треть всех перевозок общественным транспортом.

С конца 1990-х годов конкуренцию автобусам (как и другим видам наземного общественного транспорта) стали создавать маршрутки.

Городское такси

© Sputnik/Анатолий Гаранин

Считается, что первое такси в Москве появилось в сентябре 1907 года, когда газета «Голос Москвы» сообщила о появлении на улицах автомобиля американской марки Oldsmobile с вывеской «Извозчик. Такса по соглашению».

В 1920-е годы в Москве существовало несколько гаражей прокатчиков, российских граждан и иностранцев. Они использовали машины дорогих европейских марок.

В начале 1925 года по решению Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов хозяйственная организация «Москоммунхоз» через контору «Автопромторг» начала покупать в кредит итальянские автомобили FIAT 502 и французские Renault KZ для «муниципального» такси. К 1930 году парков было уже два, а на линии работало примерно 200-300 автомобилей.

К началу 1952 года в Москве работало около трёх тысяч такси в пяти парках, а в 1960-1970-е годы таксомоторное дело превратилось в настоящую индустрию. В 1970 году в столице работало 14 500, а в 1975-м — уже 16 000 линейных такси. В 1980-х общее число такси достигло 18-19 тысяч.

Троллейбус

© Sputnik/Наум Грановский

Троллейбусное движение в Москве было открыто 15 ноября 1933 года. Первая линия прошла от Тверской Заставы до моста Окружной железной дороги в селе Покровское-Стрешнево. Поначалу троллейбус воспринимался как вид транспорта для окраин и пригородов. Спустя год открыли вторую линию — по Арбату до Дорогомиловской Заставы, а количество машин на двух линиях достигло 36.

С 1936 года троллейбус постепенно начал заменять трамвай. Прежде всего сняли трамвайную линию с северной части Садового кольца и проложили легендарный маршрут Б («Букашка») — от Кудринской площади до Курского вокзала. В большинстве случаев линии троллейбуса прокладывались на месте снятых трамвайных, и в июне 1941 года в Москве действовало 17 троллейбусных маршрутов.

С середины 1950-х годов началось массовое жилищное строительство на окраинах, и туда проводились троллейбусные маршруты. 1960-е стали пиком развития троллейбусного хозяйства. С 1960 по 1972 год сеть линий увеличилась с 540 до 884 километров и уже с 1971 года являлась самой протяжённой в мире.

Первая новая троллейбусная линия в постсоветский период была открыта 15 сентября 2013 года. Она связала станцию метро «Юго-Западная» с конечной станцией на Озёрной улице, пройдя по улицам Покрышкина и Никулинской.

Сегодня троллейбусная сеть Москвы остаётся крупнейшей в мире и является шестой из самых старых ныне действующих троллейбусных сетей. Длина линий насчитывает более 600 километров.

Метро

© Sputnik/Семенов

15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве метрополитена, чтобы улучшить транспортную обстановку в городе и частично разгрузить трамвайные линии.

В 1933 году был утверждён технический проект первой очереди метро, тогда же трест «Метрострой» начал основные строительные работы. Маршрут первой очереди был определён путём исследования пассажиропотоков московского трамвая: подземкой решили повторить самые напряжённые его маршруты.

Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Пусковой комплекс включал в себя 11,2 километра трассы, 13 станций и 12 двухсекционных (четырёхвагонных) составов — всего 48 вагонов типа А. Первая очередь прошла от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». До начала Великой Отечественной войны были открыты ещё две линии. В 1952 году полностью заработала Кольцевая.

В 2004 году была построена линия монорельса. Участок монорельсовой дороги длиной 4,7 километра с шестью станциями соединяет станции метрополитена «Тимирязевская» (девятая линия) и «ВДНХ» (шестая линия). Первые поездки в «экскурсионном» режиме начались 20 ноября 2004 года, полностью система заработала с 10 января 2008 года.

Сегодня система метрополитена Москвы состоит из 12 линий общей протяжённостью 333,3 километра. В московском метро 200 станций, 44 из которых признаны объектами культурного наследия. В Генеральном плане Москвы предусматривается, что к 2025 году общая протяжённость линий Московского метрополитена составит 650 километров.

Маршрутное такси

© Sputnik/Рунов

В Москве маршрутные такси появились в 30-е годы XX века. Легковые автомобили ЗИС-101, а позже ЗИС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками, парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. Так, в 1939 году 120 автомобилей маршрутного такси доставляли посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) наряду с трамваями, троллейбусами и автобусами. В отличие от обычных такси, где работали таксометры, плата за проезд в маршрутном такси устанавливалась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах тех времён.

В 1960-е годы в качестве маршрутных такси начали использоваться автобусы особо малого класса (микроавтобусы) РАФ-977 и автобусы малого класса ПАЗ-652. Очень скоро они вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения.

В 1964 году в Москве было 18 дневных и 10 ночных линий маршрутных такси. В последующие десятилетия советского периода количество линий московских маршруток неуклонно увеличивалось. Особенно велика роль маршрутных такси на пригородных участках. В некоторых случаях они являются единственным видом транспорта.

В настоящий момент в Москве идёт реформа пассажирских перевозок, в рамках которой старые маршрутки будут заменены на новые, более вместительные и удобные, а за проезд в них можно будет расплатиться городскими билетами и льготами.

Источник: Сайт Москвы https://www.mos.ru/news/item/13301073