Общество
Из Европы в Азию. История Транссиба
© Sputnik/Игорь Агеенко
Тема: Общество

Из Европы в Азию. История Транссиба

Транссибирская магистраль соединяет Европу и Азию. Протяженность дороги составляет более 10 000 километров. Ежегодно по Транссибу провозят до 100 миллионов тонн груза.

Строительство Транссибирской магистрали началось в 1891 году. В то время районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока оставались оторванными от европейской части Российской империи, поэтому возникла необходимость в организации пути, по которому можно будет добраться туда с минимальными затратами времени и средств.

Решение о том, что масштабный проект нужно реализовать во что бы то ни стало, принял Александр III. Империи очень нужна была дорога, которая свяжет Европу и Азию. От помощи западных промышленников отказались, так как боялись усиления иностранного влияния на Дальнем Востоке. Прокладывать дорогу решили силами арестантов, солдат и местных крестьян. В работах принимали участие около 90 тысяч человек. Транссиб строила вся Россия. Все министерства и губернии помогали, чем могли.

Условия труда были далеки от идеальных, рабочим на этой стройке века приходилось тяжко. Вот как описывала место проживания рабочих одна из газет того времени: «На пространстве трех сажен ширины и семи длины помещалось тридцать рабочих. Нары были настланы в один ряд на расстоянии до половины аршина от земли. Грязь на нарах была страшная, и сидевшие на них люди поминутно чесали свои бока, грудь и голову, так как, по-видимому, насекомые не давали им покоя…»

© Sputnik

Несмотря на сложности, движение поездов по Транссибу началось 21 октября 1901 года. Регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Порт-Артуром — по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была сдана в постоянную эксплуатацию.

Транссибирская магистраль дала возможность к 1905 году пассажирским поездам впервые в истории следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от Атлантического океана до Тихого.

Стоимость строительства Транссиба в 1891-1916 годах составила до 1,5 миллиарда рублей. По утверждению Ленина, дорога была великой «не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих».

Только дорога начала как следует функционировать, как грянула революция 1917 года. Вагоны, рельсы, мосты и многие станции были уничтожены. Когда война закончилась, стали срочно магистраль восстанавливать. Закончились эти работы к 1925 году.

Транссибирская магистраль сыграла огромную роль в победе в Великой Отечественной войне. В военные годы по Транссибу проводилась переброска войск, боевой техники, боеприпасов и горючего из тыла к линии фронта, эвакуация людей и народно-хозяйственных грузов из прифронтовой зоны в тыл, а также внутритыловые перевозки. «По Транссибу в декабре 1941-го, — писал Валентин Распутин, — пошли под Москвой в бой сибирские дивизии…»

Транссибирская магистраль — гигантский маршрут, который дает представление о грандиозных масштабах России. На Транссибе расположено 87 городов. Поездка по Транссибу — прекрасная возможность изучить географию России во всем ее многообразии. Поезд делает остановки в таких крупных городах, как Владимир, Нижний Новгород, Пермь, Тюмень, Омск, Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск, и других.

© Sputnik/Сергей Киврин

Из Москвы во Владивосток по Транссибу можно добраться поездами разной комфортности. Самый дешевый билет обойдется примерно в 10 тысяч рублей (130 евро) за место в плацкартном вагоне. Этот поезд идет до Владивостока семь суток. При этом около суток он тратит только на стоянки на станциях. До недавнего времени было и несколько поездов, которые шли более девяти дней, но теперь они отменены.

Самый скоростной, если это слово в принципе уместно на Транссибе, — фирменный поезд «Россия» проходит путь от Москвы до Владивостока за шесть дней и два часа. Стоимость билета на него — около 40 тысяч рублей (500 евро).

Существуют и специальные туристические поезда «Золотой орел» и «Императорская Россия», которые входят в число 25 лучших поездов мира. По сути, это уже не столько способ добраться с запада на восток страны, сколько разновидность тура по России.

У этих поездов различные маршруты, но оба дают отличную возможность увидеть, насколько огромна и разнородна Россия, и познакомиться с достопримечательностями многих российских городов. По пути следования поездов делаются остановки, туристов возят на обзорные экскурсии по крупнейшим городам Транссиба.

«Императорская Россия» проходит путь из Москвы до Владивостока «Золотой орел» за 14 суток, делая остановки в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске и на Байкале. В стоимость тура, которая начинается от 5 тысяч евро, также входит однодневное проживание в отеле во Владивостоке.

© Sputnik

Маршрут экспресса «Золотой орел» включает в себя еще и посещение столицы Монголии Улан-Батора, хотя тоже укладывается в две недели. При этом сам поезд предлагает туристам роскошные интерьеры и обслуживание по высшему разряду. Правда, и цены на билет совсем не демократичные: от 14 до 40 тысяч евро в зависимости от класса вагона.

Однако основная работа Транссиба — это не перевозка пассажиров, а доставка грузов с востока на запад России и обратно. И с этой работой магистраль справляется с трудом. В 1990-2000-х годах проводился ряд мероприятий по увеличению пропускной способности Транссиба, и скоро магистраль ждет очередная масштабная модернизация.

Три года назад правительство России утвердило паспорт проекта модернизации БАМа и Транссиба, в результате которой пропускная способность магистрали должна вырасти вдвое. Это позволит увеличить объем и ускорить транзит грузов по России, а также заняться разработкой новых месторождений на востоке страны. Общий объем инвестиций в проект до 2018 года составит 560 миллиардов рублей.

Материал подготовлен редакцией сайта www.russia-greece2016.ru