Общество
«Евровидение-2016»: как политика повлияла на выбор победителя
© Sputnik/Владимир Астапкович
Тема: Общество

«Евровидение-2016»: как политика повлияла на выбор победителя

Как всё-таки хорошо получилось у организаторов конкурса «Евровидение-2016» показать разницу итогов голосования профессиональных жюри и зрителей разных стран. Разделить официоз и чувства, политические обязательства судей и предпочтения простых людей. Отличная, кстати, тема для социологических, культурологических и политических исследований.

Впервые на песенном конкурсе Европы в финальном шоу сначала были объявлены оценки, выставленные членами профессионального жюри, затем — зрительские (потом их суммировали).

Организаторы назвали это изменение на «Евровидении» наиболее значительным за последние 40 лет.

«Новый формат голосования гарантирует, что песня, которая больше всего понравится публике, получит 12 баллов независимо от того, как проголосует жюри», — пояснил супервайзер конкурса Йон Ула Санд.

В этом году публика выбрала Сергея Лазарева и его песню «You Are The Only One». По итогам голосования профессионального жюри первое место было у певицы Дэми Им из Австралии (Сергею судьи отдали лишь 5 место).

Но по результатам суммарных подсчетов победительницей Евровидения-2016 стала украинская исполнительница Джамала —  то есть та участница, которой ни зрители, ни жюри не присудили первого места.

В итоге у Сергея Лазарева — 3 место, у Дэми Им второе. Разрыв по баллам внутри первой тройки небольшой: Украина — 534, Австралия — 511, Россия — 491. У Болгарии (4 место) — уже лишь 307 баллов.

Противоречивые заявления Джамалы

Итак, на главном песенном состязании Европы, гордящейся своими демократическими ценностями, мнение зрителей и судей разделились. Профессиональные жюри разных стран демонстрировали, скорее, политические предпочтения — и это на конкурсе, на котором постоянно подчеркивали: «Евровидение» — вне политики, главное — песни.

Вне политики не получалось, причем с самого начала. Все призывы дисквалифицировать участницу от Украины за политический подтекст песни (о трагических для крымских татар событиях — депортации в 1944 году) остались без внимания — номер вроде как не содержал «прямых отсылок к текущим событиям».

«Она (песня о депортации) была написана давно на самом деле, просто так все совпало. А те, кто проводит параллели с сегодняшним днем — поверьте, им просто это зачем-то выгодно. Не нужно в это играться», — заявила Джамала в Стокгольме, отвечая на вопрос политобозревателя ВГТРК Павла Зарубина.

С российскими пранкерами Вованом (Владимиром Кузнецовым) и Лексусом (Алексеем Столяровым), которые позвонили певице от имени помощника Петра Порошенко, Джамала была более откровенна. Вот что она рассказала телеведущим программы «Звонок» (НТВ):

Лексус (Алексей Столяров): «Слышал, что песню "1944" вы написали полтора года назад. Она связана с событиями, когда Россия присоединила Крым. Логично было назвать ее "2014"?»

Джамала: «Тогда бы она точно не попала на "Евровидение", рассматривалась бы как политическая акция… Конечно, он (политический лозунг) там есть, безусловно. Но мы это с вами знаем по секрету. Когда я скажу это громко, они снимут эту песню… В песне сказано больше, чем вы думаете».

Лексус: «Самое главное, что мы-то с вами знаем, о чем на самом деле эта песня».

Джамала: «Да, абсолютно точно. Да и люди знают, люди понимают».

И снова певицу, оказывается, не так поняли. В интервью Deutsche Welle Джамала заявила, что телеведущим-пранкерам не удалось спровоцировать ее, спрашивая о теме песни, с которой она выступает:

«Нет там никакого подтекста. "Там больше, чем вы думаете", — это значит, что песня не только о крымских татарах. Она о боли, которая есть в этом мире. Она о репрессиях, о Холокосте, о геноциде… "Больше, чем вы думаете" — это не только о 1944 годе. Песня адресована всем тем, кто возомнил себя маленьким царем и думает, что можно вершить судьбы людей, лишать их жизни и решать за них, как им жить».

Политика на «Евровидение» влияла и будет влиять

При всем этом, безусловно, песня Джамалы «1944» на самом деле очень достойная, необычная, эффектная, у певицы богатый тембр голоса, неформатная для «Евровидения» манера исполнения. По итогам зрительского голосования Джамала вошла в тройку лидеров (в отличие от фаворитки судей — австралийской певицы).

Интересно, что российские зрители отдали Джамале 10 баллов, а украинские присудили победу Сергею Лазареву. Замечу, что российский певец и актер, конечно, более известен на Украине, чем Джамала в России. Сергей нередко принимал участие в различных украинских телешоу, был, например, судьей 4-го сезона украинского «Голоса».

А вот профессиональные жюри обеих стран проигнорировали выступления этих участников: Джамала ничего не получила от российских судей, Лазарев — от украинских.

На войне как на войне — похожая ситуация и в голосовании профессиональных жюри из Армении и Азербайджана: ни балла оппонентам.

Судьи из Армении, кстати, дали лишь 2 балла российскому исполнителю — есть, о чем задуматься, правда?  Российское жюри, напротив, наивысший балл присудило как раз певице из Армении — Иветте Мукучян, а Сямре из Азербайджана — 10.

При этом зрители из России и Армении обменялись наивысшими оценками для своих исполнителей.

Также Сергей Лазарев получил по 12 баллов от телеголосования зрителей Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Германии, Латвии, Молдавии, Сербии, Эстонии.

Однако профессиональные судьи некоторых из этих стран вообще не отметили выступление российского певца — победителя зрительского голосования и, кстати, безусловного лидера букмекерских ставок.

Ничего не получил Сергей Лазарев от жюри Грузии, Эстонии, Литвы, Израиля, Германии, Италии, Македонии, Чехии, Финляндии, Венгрии, Польши, Словении, Великобритании, Ирландии, Дании, Бельгии, Австралии, Нидерландов, Швейцарии.

Один балл пришел от Сербии (от зрителей, напомню, — 12), от Албании, Латвии, Молдовы, Сан-Марино прилетело по 7 баллов, от Исландии и Черногории — по 8, а профессиональные жюри Греции, Кипра, Беларуси и Азербайджана присудили победу России.

Все эти цифры безусловно свидетельствуют о том, что политика на «Евровидение» влияла и будет влиять, подобное уже не раз случалось. Просто теперь, согласно новым правилам, это будут видеть все — до 2016 года показывались лишь суммарные итоги судейского и зрительского голосования, а с 2004 по 2008 год победителя стопроцентно определяли только телезрители.

Но чем больше заметна разница между мнением зрителей и официальной позицией судейских команд, тем на самом деле интереснее смотреть «Евровидение» — теперь оно уж точно воспринимается не только как песенное шоу, но и как политическое.

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА «Россия сегодня»

Источник: ria.ru