Общество
Пасха на Святой горе
© ANA-MPA/Никитас Котсиарис
Тема: Общество

Пасха на Святой горе

Среди пасхальных традиций Святой горы нет праздничных фейерверков, барашка на вертеле и танцев. Здесь Пасха – глубоко духовный праздник, основа всей монастырской жизни.

Звук таланта (длинной доски, по которой на весу ударяют молотком) на Афоне, Святой горе, зовет монахов и паломников в кафоликон на богослужение Светлой седмицы. В праздничном мерцании свечей хор певчих и церковный обряд, неизменный на протяжении многих столетий, призывают к общению с Господом и причащению к Его страданиям, тайне смерти, воскресения и вечной жизни.

Среди пасхальных традиций Святой горы нет праздничных фейерверков, барашка на вертеле и танцев. Пасха здесь — глубоко духовный праздник, основа всей монастырской жизни.

После кульминационного момента — представления страстей Христовых, распятия и смерти Иисуса — начинаются службы, полные глубокого символизма.

© ANA-MPA/Монах Феодосий

Утром в Страстную пятницу монахи и паломники преклоняют колени перед распятием. Мертвое тело Иисуса снимают с креста. Пурпурную ткань с Его телом монахи несут к столу, символизирующему Гроб Господень. Атмосфера таинства скорбная и торжественная, темноту внутри кафоликона нарушает только тусклое мерцание свечей.

Афонская плащаница не похожа на те, что можно встретить в других пасхальных процессиях в Страстную пятницу, — это пурпурная ткань, вышитая золотой нитью.

После окончания богослужения монахи украшают плащаницу цветами, подобно ученикам Христа.

Через несколько часов, вечером Страстной пятницы, верующие возвращаются в кафоликон и поют канон вокруг мертвого тела Христа. Один за другим паломники совершают поклонение тому, кто сошел в ад, чтобы принести новую жизнь.

Шесть монахов поднимают плащаницу. Они выходят из кафоликона для совершения крестного хода вокруг храма. Прежде чем плащаница вернется в храм, монахи держат ее перед главным входом. Монахи и паломники друг за другом проходят под ней, будто спускаются в ад вместе с Иисусом. Плач длится несколько часов.

Утром Великой субботы священники облачаются в белые одежды, ведь уже откатился камень, закрывавший гроб Иисуса. Утренняя литургия полна радости, а настоятель раздает монахам и паломникам веточки вербы и лавра.

Весь следующий день походит спокойно, пока темноту не озарит свет Благодатного огня из Гроба Господня, дошедшего и до Святой горы, которым настоятель делится со всеми верующими.

«Христос воскресе» поется снаружи кафоликона под радостные звуки талантов, а затем, в завершение литургии, все возвращаются в храм. Монахи и паломники целуют крест и образ, и этот поцелуй становится символом любви и единства церкви.

После воскресной литургии монахи и паломники совершают монастырскую трапезу, завершающую сорокадневный Великий пост.

На столе уже выставлено угощение — рыба, зелень, вино и расписанные пасхальные яйца. Сразу после пасхальной трапезы все ее участники возвращаются в храм.

© ANA-MPA/Никитас Котсиарис

В конце утренней литургии паломники получают от настоятеля благословение, кулич и красное яйцо.

Но пасхальные торжества на этом не заканчиваются. Во второй день Пасхи от Протата, трехнефной базилики Успения Богородицы в Карее, начинается многочасовой пасхальный крестный ход. С иконами в руках монахи переходят от кельи к келье, от скита к скиту, заходят в близлежащие монастыри, где ненадолго останавливаются.

Если в один из дней пасхальных торжеств проплыть на кораблике из Урануполиса в Дафни, можно пережить совершенно иную Пасху. Афон, Сад Богородицы, — это молчаливая молитва о спасении человека — о том спасении, ради которого страдал и воскрес Христос.

П. Юльци

Источник: ΑNA-MPA