Общество
В МГУ создали новый метод прогнозов поведения горных пород
© Sputnik/Рамиль Ситдиков
Тема: Общество

В МГУ создали новый метод прогнозов поведения горных пород

Ученые Московского государственного университета (МГУ) разработали новый математический метод в прогнозировании поведения грунтов во время горных выработок, который может повысить точность прогнозов поведения руды во время горных работ на рудниках и снизить аварийность на них, говорится в пресс-релизе «Уралкалия».

Разработка метода велась при поддержке калийной компании под руководством доктора физико-математических наук, профессора Алексея Шамаева. В методике учитываются одновременно и «упругие» и «ползучие» характеристики участка горной породой со сложной слоистой структурой — например, в калийных рудниках.

«Новая математическая модель потенциально позволит применить "теорию ползучести" для прогнозирования поведения гетерогенных (разнородных) сред на большом промежутке времени и значительно повысить точность прогнозов поведения рудных тел во время и после ведения горных работ на калийных рудниках», — сообщает «Уралкалий».

Руководитель разработки математического метода сообщил РИА Новости, что новый подход может применяться не только в добыче калия, но и в других добывающих отраслях — например, в угольной. «Если угольные месторождения обладают похожей слоистой структурой, то, теоретически, методика может быть применена и к ним», — сказал Шамаев.

По его словам, внедрение методики не требует больших инвестиций: достаточно суперкомпьютера и команды программистов. Однако для проведения эксперимента по определению характеристик пород требуется не менее 200 дней, кроме того, необходимо перенести данные об изменении свойств пород на долгосрочный период времени. Тем не менее, применение теории позволит снизить аварийность на рудниках.

«Результаты сравнения расчетов рисков, полученных по этой модели и по модели более простого усреднения характеристик пород, показывают различия в значениях параметров даже не в проценты, а в разы. То есть там, где упрощенная модель расчета говорит, что опасности нет, новая теория может предсказать результат возможной аварии или провала», — добавил профессор.

Источник: www.ria.ru