Общество
Салоники времен оккупации в объективе завоевателей
© Музей византийского искусства (с разрешения владельца коллекции)
Тема: Общество

Салоники времен оккупации в объективе завоевателей

В.Харисопулу

Когда в марте 2008 года в Исторической библиотеке Парижа (Bibliothèque Historique) было выставлено 270 снимков Андре Зукка (французского фотографа, в период оккупации работавшего исключительно для французского издания пропагандистской немецкой газеты «Сигнал»), разгорелся скандал…

Снимки, представленные без вводных, пояснительных слов, связь французского фотографа с гитлеровским режимом и его пропагандой и даже само название выставки — «Парижане в оккупации» («Les Parisiens sous l' Occupation»), позиция Зукка и его ракурсы вызвали волну критики (протесты, обвинения и ряд статей, в которых предлагалось отменить выставку). 

© Музей византийского искусства (с разрешения владельца коллекции)

В конце концов название ее было изменено, оно стало более «нейтральным» (определенное слово «парижане» — «Les Parisiens» превратилось в «некоторые парижане» — «Des Parisiens»), а сама выставка закрылась после трех месяцев работы, в конце июня.

В Салониках же прежде неизвестные снимки города времен немецкой оккупации, сделанные захватчиками, выставляются впервые.

«На полях войны: Салоники времен оккупации (1941-1944) в коллекции снимков Виронаса Митоса» — так называется большая выставка, которая проходит в Музее византийского искусства, в зале Эвтихии Куркутиду-Николаиду.

© Музей византийского искусства (с разрешения владельца коллекции)
 

Реквизированные кинотеатры города (кинотеатр «Дионисия» переименован в Soldaten Kino Victoria, а «Пате» на набережной — в Soldaten Kino Germania), немецкие моряки среди руин храма Святого Димитрия, высокие немецкие сапоги до блеска начищены на городской набережной мальчишками — чистильщиками обуви, немецкие военные машины выстроены в ряд возле выкрашенной в цвет камуфляжа Белой башни, площадь Аристотелус занята немецким кафе с огромной надписью Soldatenheim («Дом солдата»), завоевание нацистами Средиземноморья, их флаг со свастикой, развевающийся на веранде исторической гостиницы на набережной — Μediterranean Palace, также занятой фашистами… Все это — материал большой выставки (около 180 фотографий из коллекции Виронаса Митоса), которая расположилась в Музее византийского искусства.

© Музей византийского искусства (с разрешения владельца коллекции)

Однако автор этих снимков не был греком, работавшим на фашистский режим (подобно Андре Зукка, создателю «Парижан», воспевавшему радость жизни французской столицы в своих «туристических открытках»).

В данном случае фотографами были сами немецкие солдаты, служившие в Греции в годы немецкой оккупации 1941-1944 годов. В основном на этих снимках — места, здания, тихие берега залива Термаикос, какими они предстали перед романтическим взглядом молодых немцев, а порой — зазевавшиеся жители оккупированного города, беззаботно проходящие мимо, но всегда — на безопасном расстоянии от солдат.

«Первые снимки, ставшие началом моей коллекции, собирал еще мой отец, в то время служивший в полиции. А потом я нашел и главного коллекционера — немецкого военного. Возможно, он сам и был автором части снимков. Я встретился с его дочерью, пожилой бездетной немкой. У нее обнаружились тысячи фотографий — наследство, оставшееся от отца, — из разных областей Балкан (Румынии, Сербии), где прошла немецкая армия в 1941-1944 годах. И она хотела избавиться от всех снимков! Но мне все же удалось убедить ее продать мне хотя бы ту часть, где была запечатлена Греция, особенно Салоники», — рассказал Афинско-македонскому агентству коллекционер Виронас Митос, пенсионер, бывший сотрудник Ионического банка.

Всего в коллекции насчитывается около 800 снимков, которые Митосу удалось купить у жительницы Германии пятнадцать лет назад. 350 из них вошли в альбом, который в декабре 2014 года выпустило издательство «Потамос» под названием «Салоники времен немецкой оккупации. Коллекция фотографий Виронаса Митоса».

«Выставка призвана изобличить всю силу пропаганды и то, как она влияла на официальные и любительские кадры времен Третьего рейха, а также пролить свет на неизвестные аспекты истории города, ведь для историков период немецкой оккупации по-прежнему полон белых пятен. На выставке представлены оригинальные снимки и пленки, репродукции и цифровые проекции. Еще совсем недавно эти фотографии были исключены из исторических документов — во-первых, потому что отражают "точку зрения захватчиков", а во-вторых, потому что это любительские кадры», — рассказывают организаторы выставки.

© Музей византийского искусства (с разрешения владельца коллекции)

«Ключевой момент выставки фотографий из коллекции Митоса — добавить политический аспект, ясно дать понять, что речь идет о войне. Название выставки — "На полях войны" — указывает подход к изучению и интерпретации снимков. Подход, при котором не только официальные снимки рот вермахта (Propagandakompanie) признаны пропагандистскими, но следы пропаганды видны и в любительской фотографии. Выставка подчеркивает бесконечные возможности камеры и то, как она способна увести взгляд от ужасов войны. Так эти зачастую "озорные" снимки молодых солдат, которые развлекались на войне, становятся частью нацистской пропаганды, проливая свет на немецкую терпимость по отношению к преступлениям нацистов. По нашему мнению, выставляя этот неоднозначный материал, мы удаляемся на необходимое расстояние от позиции наблюдателя, которая частично "смягчает" преступления нацистов, подчеркивая человечность вызывающих симпатию картин повседневной жизни немецких солдат и приравнивая тем самым преступников к жертвам», — рассказывают кураторы Музея византийского искусства Иро Кацариду и Яннис Моцианос.

В рамках выставки 8 апреля 2016 года, ровно через 75 лет после начала немецкой оккупации в Салониках, в Музее византийского искусства пройдет однодневная конференция, посвященная фотографии в оккупированных Салониках. Каталог к выставке создан и конференция, сопровождающая выставку, проведена при поддержке Генерального консульства Федеративной Республики Германия в Салониках (Греко-немецкий фонд будущего) и ассоциации «Друзья Музея византийской культуры».

Задача конференции — пролить свет на неизвестные аспекты истории фотографии в период нацистской оккупации (1941-1944). Внимание будет уделено как фотографической продукции рот пропаганды вермахта (Propagandakompanien), основного инструмента пропаганды Третьего рейха, так и любительским снимкам немецких солдат и офицеров этого периода.

© Музей византийского искусства (с разрешения владельца коллекции)

В конференции примут участие профессора Рольф Закссе (активно исследовал фотографическое производство в нацистской Германии) и Френсис Герин (опубликовал ряд исследований о любительской съемке нацистского периода), историк Стратос Дорданас, профессор Македонского университета, автор книги «Греки против греков: мир "батальонов безопасности" в оккупированных Салониках 1941-1944 годов» (2006), доктор Альмут Гольдхан, историк фотографии Алкис Ксантакис, независимый исследователь, историк-археолог Никос Валасиадис, коллекционер Виронас Митос, а также Иро Кацариду, искусствовед-музеевед, и Яннис Моцианос, археолог-музеевед, кураторы выставки.

Выставка в Салониках продлится до 6 ноября 2016 года.

Источник: ANA-MPA