Умные материалы для удаления разливов нефти
© EPA/Наронг Сангнак

Умные материалы для удаления разливов нефти

Будущее решение для очистки больших разливов нефти на поверхности моря.

Греческие исследователи в Италии создали новый пористый полиуретановый материал, похожий на губку. По их замыслу, в будущем он может стать средством для удаления масштабных разливов нефти с поверхности моря.

Исследователи группы умных материалов Итальянского технологического института (ИИТ), Афанасия Афанасиу, Деспина Франгули и Хавьер Пинто, опубликовали статью в журнале прикладной физики Journal of Physics D: Applied Physics.

Сейчас основным методом очистки является локализация разлива путем его ограничения боновыми заграждениями, а затем удаление нефти с поверхности моря. Новая тенденция заключается в использовании пористых материалов, которые поглощают нефть, и пенополиуретаны в этом направлении считаются наиболее перспективными. После изучения оптимальной пористой структуры и необходимых химических модификаций исследователи создали такой материал с высокой впитывающей способностью.

«Губка» (пенополиуретан) греческих ученых не требует больших затрат и способна в несколько секунд отделить воду от нефти, а затем она незамедлительно и очень эффективно поглощает нефть, загрязняющую море. Обладая порами диаметром менее 500 микрометров (микрометр — одна миллионная доля метра), новый материал может приобрести высокую поглощающую способность — порядка 30 граммов нефти на 1 грамм полиуретана.

Исследователи верят, что новый материал быстро перейдет от положения научного изобретения к коммерческой эксплуатации. Они также полагают, что подобные материалы могут быть использованы и для других типов загрязнений, например тяжелыми металлами или пестицидами.

Афанасия Афанасиу окончила физический факультет Университета Янины в 1996 году, получила степень в 2000 году в Салфордском университете Великобритании и проводила исследования в Институте электронной структуры и лазеров Фонда исследований и технологии (FORTH) в Ираклионе.

Сегодня она является ответственной за работу исследователей группы умных материалов (Smart Materials) Итальянского технологического института, которая насчитывает около 40 человек. Афанасиу зарегистрировала 11 патентов на изобретения и новые материалы, имеет большой экспериментальный опыт в разработке умных материалов, которые обладают уникальными оптическими, механическими, термическими, электромагнитными и другими свойствами.

Павлос Дракопулос