Политика
Президент России Владимир Путин, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд, президент Украины Петр Порошенко
© Sputnik/Виктор Толочко
Тема: Политика

Европейский союз в водовороте кризисов

Ангелос Ал. Атанасопулос

Кажется, Европейский союз обречен прожить 2016 год в водовороте кризисов.

Минувший год был ознаменован тремя серьезными кризисами: 1) в отношениях с Россией; 2) трагедия Греции, которая чуть не привела к выходу страны из еврозоны (так называемый Grexit); 3) миграционный кризис.

Год, пришедший ему на смену, будет не менее болезненным. Это объясняется тем фактом, что к трем уже названным проблемам, которые никак не контролировались, добавятся и новые. Первая — и самая сложная — это «британский вопрос», исход которого может оказаться решающим для будущего облика ЕС.

Есть и другие осложняющие факторы. Разрыв между богатыми северными странами Евросоюза и бедными южными, внезапное появление влиятельных сил с евроскептическими и антиевропейскими настроениями как в государствах, недавно вступивших в ЕС, (например, Польша и Венгрия), так и с давним членством в союзе (Франция), политическая нестабильность на юге Европы (после выборов в Португалии и Испании) — вот лишь некоторые из них.

Первый кризис 2015 года — в отношениях с Россией из-за событий на Украине — еще не разрешился после первоначального обострения в 2014 году. Второе Минское соглашение все еще остается неосуществимым, как и санкции с обеих сторон. Но кризис в отношениях с Москвой разделяет стороны. Германию, создателя Второго Минского соглашения, уже начинает утомлять эта ситуация. С экономической точки зрения она платит немалую цену, и в стране все громче звучат голоса, особенно со стороны социал-демократов и предпринимательских кругов, призывающие вернуться к статус-кво до кризиса. Именно на этом фоне разворачивается проект газопровода «Северный поток — 2» для поставки российского газа в Германию.

Однако другие государства, в особенности те, которые в прошлом входили в коммунистический блок, не согласны категорически. Здесь преобладают сильные антироссийские настроения, они требуют дальнейшего ужесточения — даже путем размещения баз НАТО на их территории. И где-то в этом месте кризис в отношениях России и ЕС начинает переплетаться со сложнейшим миграционным вопросом.

Государства Центральной и Восточной Европы, кажется, не расположены принять политику «открытых дверей» Ангелы Меркель. Они отказываются принимать мигрантов и строят заборы, угрожая широкой зоне открытых границ и Шенгена. В этих странах постоянно усиливаются евроскептические и антиевропейские настроения, они находят отклик и у более давних членов ЕС, таких как Франция (и ее «Национальный фронт») и даже Германия (Христианско-социальный союз в Баварии или консервативная партия «Альтернатива для Германии»).

Те, кто считает, что экономический кризис миновал, ошибаются. Угроза выхода Греции из еврозоны уменьшилась до поры до времени, но не исчезла окончательно. Миграционный кризис отвлек общественность от греческой трагедии, но возможное затруднение в переговорах Афин с кредиторами (например, в связи с позицией МВФ) может… разбудить зверя. И конечно, экономика еврозоны остается вялой. Затишье вызвано тем, что ЕЦБ продолжает выступать с инициативами. Значит, речь идет лишь о внешнем затишье…

В случае возникновения серьезной политической нестабильности на юге Европы, и, что важнее, если не будет найдено решение вопроса о выходе Великобритании из ЕС, Европа окажется в центре бури. ЕС без Британии потеряет стратегический вес в период, когда требуется обновление совместной внешней политики и более четкий «стратегический след» ЕС в горячих точках — от Марокко до Сирии. Одновременно будет разрушен и миф о единой и неделимой Европе. Очевидно, что это может иметь разрушительные последствия и для Греции.