Экономика
Тратить бы рады: россияне осторожно достают кошельки
© Sputnik/Алексей Мальгавко
Тема: Экономика

Тратить бы рады: россияне осторожно достают кошельки

Настроения российских потребителей впервые с 2014 года оказались буквально в одном шаге от позитива. За прошедший год Индекс потребительских настроений вырос до 100 пунктов (в феврале прошлого года он составлял 69 пунктов). Таковы результаты всероссийского исследования компании GfK, проведенного в первом квартале 2017 года.

В GfK поясняют: нынешнее значение показателя — это граница, которая разделяет негативную и позитивную зону оценки потребителями ситуации в экономике и собственных финансах. Значение индекса может варьироваться от 0 до 200 пунктов. Интервал от 0 от 99 — «пессимистическая оценка»: это значит, что население считает, что ситуация ухудшается. Когда значение равно 100 пунктам, доля положительных и отрицательных оценок одинакова.

Консервативные горожане

Но 100 — это среднее по стране. Пять из девяти регионов (восемь федеральных округов и Москва) оказались в зоне оптимизма.

«Быстрее других индекс восстанавливался на Урале, в Сибири и Москве», — отметил гендиректор GfK Rus Александр Демидов.

Авторы также отмечают, что впервые за время исследований более позитивно настроенными оказались жители «сельской» России (Индекс потребительских настроений — 105 пунктов), тогда как горожане более консервативны (98 пунктов).

Настроения потребителей отражают то, как люди оценивают текущую ситуацию в экономике страны, свое финансовое положение и ожидания. А главное — оказывают непосредственное влияние на их готовность тратить деньги на товары и услуги.

Хрупкая уверенность

Уверенность потребителей пока еще очень шаткая. Так, Nielsen констатировала: в последнем квартале 2016 года рассчитанный этой компанией индекс не поддержал заданную предыдущими двумя кварталами восходящую динамику и в начале года вернулся к минимальным значениям — 63 пункта.

Больше всего россиян беспокоит сохранность рабочих мест (15%). В то время как 12% потребителей озабочены ситуацией в российской экономике, а 11% заявили, что их главная головная боль — растущие цены на еду.

Реже обновляют технику

Ретейлеры пока осторожны в своих оценках потребительских настроений и не видят заметных улучшений.

«Мы наблюдаем снижение трафика в торговых центрах в сравнении с январем-мартом прошлого года», — сообщила представитель крупной сети магазинов бытовой техники и электроники.

Россияне предпочитают сберегать средства и следить за развитием ситуации, а не тратить их сейчас, по-прежнему высока доля продаж в кредит, рассказали продавцы электроники.

Как пояснили крупные игроки сегмента бытовой техники и электроники, в течение 2015 года и в первой половине прошлого года россиян на дополнительные покупки провоцировала нестабильность рубля, а сейчас повышенный спрос прошел, и на докризисный уровень покупательский интерес еще не вернулся.

Продавцы уверяют: они учитывают падающие доходы россиян и пересматривают цены в сторону снижения.

Источник: www.ria.ru