Экономика
Возможности греческих предпринимателей на российском рынке
© Sputnik/Наталья Селиверстова
Тема: Экономика

Инструкция по применению: греческий бизнес в России

Несмотря на то что, как правило, отправными точками деятельности являются Москва и Санкт-Петербург, возможности для греческих компаний открываются и в российских регионах.

В соответствующем документе, опубликованном на сайте Министерства иностранных дел, предприниматели найдут всю интересующую их информацию по вопросам экспорта: данные о налогообложении, процессе создания бизнеса, институциональных основах иностранного инвестирования. Также стоит учесть некоторые пункты, которые отмечены в главе, посвященной руководству по торговле с Россией. Например, в ней указано, что дискуссии проводятся чаще на русском языке с участием переводчика, реже — на английском, особое значение имеют размещение компетентных кадров из Греции с опытом и знанием местного рынка и менталитета, а также тщательный выбор российского партнера (импортера, представителя по маркетингу). Несмотря на то что, как правило, отправными точками деятельности являются Москва и Санкт-Петербург (на Москву приходится 40% потребления, за ней следует Петербург), существуют возможности и в регионах, где проживает значительный процент потребителей.

В документе отмечено, что обмен письмами и брошюрами не способен заменить непосредственный личный контакт, а для продвижения продукции и инвестиций необходимо находиться в России по крайней мере в течение недели.

Относительно возможностей греческих предпринимателей выделяются следующие сферы.

— Сельское хозяйство и производство продуктов питания и напитков. При наличии сырья хорошего качества, а также нестандартных сельскохозяйственных продуктов (овощи, фрукты и вино) сектор производства и обработки  продуктов питания открывает новые возможности для бизнеса.

— Строительство. Данный сектор переживает бурный рост во всех областях — от инфраструктуры до строительства жилых домов, торговых центров, офисных зданий и так далее, особенно в крупных городах. Средний темп роста в строительном секторе за последние 10 лет составляет 12% ежегодно. В частности, до 2008 наблюдался ежегодный темп роста 50%. Тем не менее кризис 2008-2009 годов оказал существенное влияние на отрасль. Восстановление, наметившееся в 2010 году, остановил новый кризис 2014-го. В 2015-м прибыли в текущих ценах составили 5945,5 миллиарда рублей (по сравнению с 6125,2 миллиарда рублей в 2014 году). По данным Росстата, в 2015 году построено в общей сложности 306 224 новых здания общей площадью 139,4 миллиона квадратных метров. Подавляющее большинство из них (93,4%) — жилые дома.

— Туристические услуги. Географическое положение России, поддержание прекрасных политических и экономических отношений и повышение уровня жизни населения способствуют увеличению туристического потока в Грецию в ближайшие годы.

— Энергетика. Индустрия нефти и газа делает Грецию стратегическим партнером для создания сетей между странами — производителями и странами — потребителями энергии.

— Распределительные сети. С учетом нынешней ситуации в секторе необходима немедленная активизация греческих предприятий.

Также существуют возможности в сфере частных медицинских центров, консалтинговых компаний и банковском секторе.

Что касается экспорта греческих продуктов в Россию, три фактора существенно снизили потенциал выхода на российский рынок:

— введенный Россией запрет на импорт некоторых категорий сельскохозяйственной продукции из ЕС, США, Канады, Австралии, Норвегии, Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины, который будет действовать до 31 декабря 2017 года;

— резкое падение курса российской валюты с конца 2014 года;

— последующее сокращение реальных доходов населения.

Тем не менее российский рынок остается особенно привлекательным для греческих компаний в области стандартных продуктов питания, меха и одежды, строительных материалов, мрамора и алюминиевых изделий, косметики и посуды, фармацевтических препаратов и медицинского оборудования, сельскохозяйственной техники, автомобилей и запчастей, электрического оборудования, коммуникационного оборудования и так далее.

Препятствия

Существует немало препятствий, с которыми сталкиваются греческие компании, стремящиеся к выходу на российский рынок. Среди них, например, бюрократия и сложности законодательства в областях, влияющих на работу и деятельность компании: сертификация продукта, выдача лицензий, таможенные задержки, законодательство в отношении налогового режима и так далее.

Нелегко найти подходящего партнера (импортера, менеджера), владеющего английским языком, знающего международные стандарты бухгалтерского учета и международные деловые практики.

Чтобы выбрать российскую компанию для сотрудничества, необходим контроль платежеспособности со стороны иностранных банков, действующих на местном рынке, чтобы избежать проблем, связанных с отсутствием ликвидности и так далее.

Источник: ANA-MPA