Культура
Античный детектив: особенности реставрации греческих скульптур в XIX веке
© namuseum.gr
Тема: Культура

Античный детектив: особенности реставрации греческих скульптур в XIX веке

Кто приделал ноги Гермесу Праксителя? Почему итальянский скульптор Антонио Канова отказал Британскому музею? Об этих и других историях реставрации древнегреческих скульптур в ΧΙΧ веке можно узнать во время акции «Открытый музей» в Национальном археологическом музее Афин.

В Национальном археологическом музее в Афинах стартовала акция «Открытый музей», которая не только дает возможность заглянуть в мастерские музея, но и проливает свет на ранее неизвестные факты о древних произведениях искусства.

Например, судьба мраморной статуи Венеры II века н.э., которая была найдена в Италии в ужасном состоянии, была трагичной — у скульптуры отсутствовали руки и голова. Позднее она попала в распоряжение английского коллекционера Томаса Хоупа, а в начале XIX века была отреставрирована известным итальянским скульптором Антонио Канова, который вернул ей недостающие детали. В 1924 году скульптуру передал в Национальный археологический музей Михаил Эмбирику.

Итальянского художника Антонио Канова нередко привлекали к реставрации античных произведений искусства, так как он был самым известным последователем неоклассицизма в скульптуре. «Помимо него были многие другие, кто копировал известные античные произведения или дополнял их недостающими элементами», — сказала Георгиана Мораиту, начальник технического обслуживания отдела физико-химических исследований в Национальном археологическом музее. Она пояснила, что такая тенденция началась еще во времена Ренессанса и продолжалась в течение многих лет.

Однажды скульптора пригласил Британский музей для завершения статуй афинского Парфенона, привезенных в Великобританию лордом Элгином. «Ни один современный художник не сможет повторить уникальный стиль Фидия», — ответил Канова, решив оставить скульптуры в их первозданном виде.

Традиции восстановления античного наследия изменились лишь в XX веке, когда реставрационные работы были сведены к минимуму. Как отметила Георгиана Мораиту, с того момента скульпторы в основном использовали штукатурку, которую в случае необходимости легко можно было снять.

Неизвестная история

Специалист музея поведала еще одну историю, о которой раньше не было известно. В 1902 году знаменитый греческий скульптор Яннулис Халепа посетил Национальный археологический музей в Афинах. У входа в здание он увидел гипсовую копию статуи Гермеса Праксителя, у которой он обнаружил не оригинальные ноги.

«Доподлинно известно, что у статуи авторства Праксителя, найденной в конце XIX века, отсутствовала нижняя часть. Но затем была найдена правая нога, которую прикрепил к туловищу немецкий скульптор. То, что увидел Халепа, было копией плохого качества», — сказала Мораиту.

В другом зале Халепа заметил статую, у которой была белая рука, в то время как все остальные части скульптуры имели оригинальный цвет с примесями месторождений почвы, в которой она была найдена.

Более подробный рассказ о загадках, спрятанных в недрах музея, можно будет прочитать в докладе Георгианы Мораиту, который будет размещен на веб-сайте национального археологического музея (www.namuseum.gr) для тех, кто не сможет посетить музей и услышать рассказ из первых уст. Акция «Открытый музей» продлится до апреля 2017 года.

Элени Марку

Источник: ΑNA-MPA