Культура
И целого года мало
© Sputnik/Руслан Шамуков
Тема: Культура

И целого года мало

2016 год объявлен в РФ Годом российского кино. Целью этой инициативы является привлечение внимания к отечественному кинематографу, его проблемам и достижениям. Всего в 2016 году будет проведено более 100 различных выставок, концертов, лекций и тематический мероприятий, посвященных 100-летнему юбилею отечественного кино.

Несколько месяцев спустя после того, как на вокзал города Ла-Сьота прибыл знаменитый поезд братьев Люмьер, кино появилось и в России. 6 апреля 1896 года один из петербуржских киноактивистов подает прошение в Министерство Императорского двора о разрешении кинематографической съемки коронационных торжеств. Выиграть — так миллион, снимать — так императора. Разрешение было получено, и для сьемок привлекли иностранного специалиста. Тогда свои кадры еще не подросли. В мае оператор из компании братьев Люмьер Камилл Серф осуществляет первые в России документальные кинематографические съемки торжеств в честь коронации Николая II. Эта хроника считается первым в мире фильмом-репортажем.

От первых  документальных опытов до полноценного фильма прошло больше 10 лет. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Всего в царской России было снято несколько сот фильмов, но расцвет кинематографа в стране пришелся на послереволюционные годы.

© Sputnik

Если в царской России часто следили за европейскими тенденциями, в том числе и в кино, то советский кинематограф развивался в изоляции.

Тем не менее на Западе активно наблюдали за всем, что происходит в советском государстве. Первый международный успех пришел в эпоху немого кино. Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на Западе интерес. Один из самых знаменитых режиссеров того времени — Дзига Вертов.

Дзига Вертов — один из основателей и теоретиков документального кино, обогатил кинематограф множеством операторских приемов и техник, включая методику «скрытая камера». Его фильм «Человек с киноаппаратом» (1929) часто называют величайшим документальным фильмом в истории.

С первыми национальными и мировыми успехами связано имя и другого режиссера — Сергея Эйзенштейна. Он известен во всем мире как один из основоположников кино как настоящего искусства. Его шедевры до сих пор используют в институтах кинематографии в качестве учебных пособий по монтажу и режиссуре.

© Sputnik

Знаменитый режиссер Михаил Ромм в воспоминаниях пишет, что своей профессии он учился по фильму Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"». Михаил Ромм — режиссер, ставший культовым уже при жизни. Он снял 17 художественных и документальных фильмов, стал лауреатом пяти Сталинских премий. Ромм, снимая картины, не раз выступал новатором. Так, в 1930-е годы он снял первый звуковой фильм про Ленина и революцию, а в 1960-х его героями стали физики-ядерщики.

Ромм был еще и талантливым педагогом. Среди его учеников Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Александр Митта, Андрей Тарковский, Никита Михалков.

Именно эти молодые режиссеры из мастерской Ромма и стали задавать тон в советском кино. Особенно любим почитателями интеллектуального кино Андрей Тарковский. Такие звезды мировой режиссуры, как Ингмар Бергман, Джоэль Шумахер называют его в числе любимых режиссеров, а Акира Куросава и вовсе так проникся творчеством советского режиссера, что называл Андрея Тарковского младшим братом.

© Sputnik

В послевоенный период и вплоть до распада Советского Союза киноиндустрия в стране набирала обороты. Практически каждый год в прокат выходили фильмы, получавшие всенародное признание в СССР, при этом советские фильмы получали и зарубежное признание — премии «Оскар», «Золотая пальмовая ветвь» и множество других наград. В Советском Союзе кино было основным видом досуга, а лидеры проката собирали в кинотеатрах аудиторию, превышающую население большинства мировых стран. Абсолютный лидер по количеству зрителей в стране — боевик Бориса Дурова 1980 года «Пираты XX века». Картину посмотрело 87,6 миллиона человек.  Второе место в этом рейтинге у оскароносной мелодрамы  Владимира Меньшова 1980 года «Москва слезам не верит». Картину посмотрело 84,4 миллиона человек. На третьем месте — фильм классика советской комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»: в 1969 году он собрал в кинотеатрах 76,7 миллиона человек.

© Sputnik/В. Уваров

Также советское кино нельзя представить без Сергея Бондарчука.  Он один из немногих режиссеров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом. В советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»).

В 1990-е годы лихорадило все сферы жизни в стране. Кино не было исключением. По мнению критиков, в это десятилетие индустрия находилась в упадке, картин стало выходить гораздо меньше, чем раньше, а большинство сценариев и их исполнение были откровенно слабыми. В XXI веке экономика России показывала стабильный рост, поэтому в индустрии кино завелись деньги. Несмотря на кассовый и фестивальный  успех отдельных проектов, эксперты сходятся во мнении: большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому стилю либо французскому и немецкому кинематографу. При этом снято множество менее качественных фильмов, напоминающих худшие образцы советского кино.

© Sputnik

Судя по отзывам зрителей, отношение к современным российским фильмам у киноманов снисходительное. Многого от отечественного кинопроизводства не ждут. Есть и те, кто предпочитает современным экспериментам проверенную классику. За 100 лет в российском кино снято столько высококлассных картин, что при желании к новым фильмам можно и не обращаться. При этом смотреть лучшие образцы синематографа можно бесплатно и вполне легально. Например, в онлайн-кинотеатре студии «Мосфильм» (http://cinema.mosfilm.ru/) собрано несколько сотен фильмов, причем десятки из них — с английскими субтитрами.

Впрочем, для любителей отечественного кино есть и хорошие новости.  На премию «Оскар» от России выдвинут фильм Андрея Кончаловского «Рай». У картины, по мнению критиков, есть довольно высокие шансы получить  заветную статуэтку в номинации «За лучший фильм на иностранном языке». В этом тысячелетии с российским кино такого еще не случалось.

Материал подготовлен редакцией сайта www.russia-greece2016.ru