Культура
Цвет революции и «революция цвета» в произведениях русского авангарда
© Государственный музей современного искусства
Тема: Культура

Цвет революции и революция цвета в произведениях русского авангарда

Какого цвета революция? Какой цвет у искусства русского авангарда — красный или черный? Или какой-то еще? А может быть, само искусство авангарда излучает какой-то особый свет? Это революция цвета или цветная революция?

«Революция цвета — русский авангард. Работы из коллекции Костаки» — так называется крупная выставка произведений из неисчерпаемого собрания Костаки, которая откроется в следующую пятницу, 9 сентября, в Государственном музее современного искусства (выставка займет два этажа в здании монастыря лазаристов, где и располагается сам музей).

По плану, составленному в начале года, предполагалось провести серию выставок работ русских авангардистов из собрания Государственного музея современного искусства (музей — почти единственный представитель сферы изобразительных искусств в программе мероприятий перекрестного Года Греция — Россия), но это не удалось, в основном по причине недостатка финансирования. Также не состоялась и выставка 400 работ русского авангарда из коллекции Костаки Государственного музея современного искусства. Она должна была пройти в рамках 81-й Международной выставки в Салониках, в шестом павильоне. «Возможно, выставка состоится позднее, когда для этого будут подходящие условия и достаточное количество средств», — заявил Афинско-македонскому новостному агентству генеральный директор выставки Кириакос Позрикидис. Государственный музей современного искусства решил восполнить образовавшийся пробел выставкой на «революционную» тематику.

© Государственный музей современного искусства

На этой выставке представлено более 150 работ художников русского авангарда. На выставке можно узнать об истории, исследованиях и экспериментах русских художников над цветом начиная с периода раннего авангарда в начале XX века до 1930-х годов и установления господства соцреализма.

«От влияния западного модернистского искусства к созданию нового, революционного языка в творчестве русских поэтов и художников-кубофутуристов, от следования византийской традиции к выделению цвета как главного и единственного выразительного средства в искусстве супрематизма, от вдохновленности идеями революции 1917 года к материалистическому использованию цвета как элемента промышленности в эпоху НЭП. История цвета в искусстве русского авангарда — это история созидания основ и резких изменений, коллективной работы и радикальных разрывов в рамках необычного художественного направления, изменившего представления об искусстве и его роли в жизни общества», — рассказала в интервью Афинско-македонскому новостному агентству куратор выставки, искусствовед и куратор коллекции Костаки в Государственном музее современного искусства Ангелики Харисту.

Отвечая на вопрос о цвете революции, скрытый в названии выставки, А.Харисту говорит, что у революции, вероятно, красный цвет. Конструктивизм, по мнению искусствоведа, черного цвета, а соцреализм, может быть, желтый или же вообще не имеет цвета.

Что же означает понятие «революция» в названии выставки? Об этом говорят сами представленные на выставке работы и тексты. А куратор А.Харисту объясняет это следующим образом: «Понятие цвета отделяется от его сути. Происходит революция цвета, он теряет условность. Слова становятся независимыми от своего содержания. Независимость получает и цвет как выразительное средство в работах художников русского авангарда. Знаменитые одноцветные работы Александра Родченко "Чистый желтый" и "Чистый синий", "Черный квадрат" и "Белый квадрат" Малевича, цветовые шкалы и "свет", который "излучают" произведения Ивана Клюна, — это характерные для русского авангарда произведения. По ним видно, насколько революционным является это чистое и при и этом разрушительное искусство». Надо отметить, что художники, создавшие его, изначально также содействовали новым социально-политическим образованиям своей эпохи.

На выставке представлены различные работы (живопись и наброски). Впервые выставляется значительная часть архива Георгия Костаки, недавно подаренная музею семьей коллекционера (в 2008 году). В течение всего времени работы выставки искусствоведы, кураторы Государственного музея современного искусства будут проводить экскурсии, а музейные педагоги — специальные образовательные программы. Выставка пройдет в рамках программы мероприятий перекрестного Года Греция — Россия и будет работать в Государственном музее современного искусства ежедневно, до 5 ноября.

Коллекция Костаки была приобретена Государственным музеем современного искусства в марте 2000 года за 13,9 млн драхм (на эту сумму государство предоставило музею кредит на 10 лет, и это самая большая сумма, которая когда-либо выделялась греческим государством на покупку произведений искусства). Она состоит из 1275 произведений искусства (картины, наброски, конструкции, керамика и др.) и является крупнейшей коллекцией произведений русского искусства периода авангарда (1900-1930) за пределами России. С того момента, как коллекция разместилась в помещении монастыря лазаристов (октябрь 1988 года), до настоящего времени собрание ни разу не было выставлено целиком, проходили только тематические выставки, включавшие по 100-200 работ. Десятки наиболее значимых работ коллекции побывали на выставках в крупных музеях мира.

Вики Харисопулу 

Источник: ΑNA-MPA