Культура
Директор Третьяковки: музей не должен стоять с протянутой рукой
© Sputnik/Сергей Пятаков
Тема: Культура

Директор Третьяковки: музей не должен стоять с протянутой рукой

В Третьяковской галерее на Крымском Валу работает выставка Айвазовского, которая подтверждает тенденцию этого года — люди вновь пошли в музеи. Чтобы избежать ситуации, подобной зимнему стоянию на Серова, ГТГ ввела на Айвазовского предварительную продажу билетов онлайн с указанием времени сеансов. Посетителей не меньше, чем зимой, но поход на выставку стал более комфортным. Директор ГТГ Зельфира Трегулова рассказала о том, почему она сама избегает слова «Третьяковка», о возрождении интереса к выставкам и о том, как музеи должны развиваться и зарабатывать.

- Выставка Айвазовского открыта уже две недели. Вы довольны тем, как отреагировала на этот проект публика, как восприняла вашу идею представить этого хрестоматийного художника в новом свете?

— Мы очень довольны тем, как эту выставку восприняли и зрители и пресса, довольны тем, как люди ходят. Некоторые посетители говорили мне, что иначе восприняли этого художника. Увидели новые работы, действительно увидели другого Айвазовского, который отличается от стандартного образа: коммерческого, раскрученного, крайне успешного, но тиражирующего себя художника.

© Sputnik/Сергей Пятаков

И дело не в том, что мы предлагаем какие-то новые истолкования и интерпретации или открываем смыслы, которые были утеряны. Просто многие постарались взглянуть на него непредвзято, как мы и призвали.

- Выставка огромная, вы привезли работы из многих городов, в том числе музеев Санкт-Петербурга и даже из Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского…

— Каждый год мы задумываем в выставочном зале на Крымском Валу какой-то эффектный проект. В этом году у нас их получилось два — мы заканчивали январь выставкой Серова, а вторым проектом стал Айвазовский. Обе выставки, при всем различии этих двух художников, сделаны так, чтобы представить мастера, что называется, по гамбургскому счету, лучшими работами из разных музеев, несмотря на их удаленность.

- Огромные очереди на Серова стали для многих сенсацией — оказывается, люди сегодня готовы стоять на выставки по несколько часов. Стали поговаривать даже о «феномене Серова». В чем причина такого интереса?

— Мы постарались на Серове использовать все средства привлечения внимания людей, начиная с тизера к выставке. Ролик был довольно простой, но как только мы его запустили — было полмиллиона просмотров. На Айвазовском у нас уже около миллиона просмотров тизера. И ролик мы уже сделали на ином уровне, со сложным сценарием, с тонкими ходами воздействия на зрительское воображение.

Мы переживаем сейчас сложный момент. Люди понимают, что на выставке ты получишь свои «часы счастья»- переживание, восторг, которого так сегодня не хватает. Искусство — лучшее лекарство для поддержания стабильности человеческого состояния.

© Sputnik/Владимир Вяткин

После десятилетия увлечений цифровыми технологиями люди поняли, что те импульсы, которые они получают от оригиналов, не сравнить с информацией, которую ты считываешь с экрана компьютера. И это общая тенденция, цифры посещаемости музеев растут во всем мире.

Более того, мы и наши коллеги за рубежом стараемся превращать музеи в места, где люди могли бы проводить много времени, столько, сколько хотят. Где могли бы передохнуть, перекусить, послушать лекцию, музыку, посмотреть кино, поучаствовать в дискуссии.

У нас ты платишь всего 400 рублей, если ты взрослый, 150 — если ты студент или пенсионер и не платишь ничего, если тебе до 18 лет. И это гораздо дешевле, чем билет в кино на полуторачасовой фильм, к которому еще нужно купить попкорн.

- В нашем обиходе появилось понятие friendly city, наверное, что-то подобное применимо и к современным музеям?

— Да, мы постулировали это в своей программе развития: музей, открытый для зрителя. И это точно восходит к моменту создания этого музея и идеи Павла Михайловича Третьякова, который создавал демократический музей, открытый для самой широкой публики.

- Этот год для Третьяковки юбилейный. С одной стороны, это академический музей. С другой — он должен развиваться. Какой вы видите галерею в XXI веке?

— Ни один музей сегодня не может оставаться таким, каким он был. Сегодня музеи в гораздо большей степени, в том числе и финансово, зависят от своих посетителей и от того, насколько хорошо музей с посетителями работает.

Музей должен понимать, что вместо того, чтобы жаловаться на судьбу и стоять с протянутой рукой, нужно реально работать. Это идет параллельно: идти навстречу зрителю и идти на опережение и зарабатывать. При этом отнюдь не умаляется значение научных исследований. То, что мы зарабатываем, мы можем тратить на реставрацию, приобретение оборудования, усиление безопасности, улучшение условий в музеях, на развитие инфраструктуры.

© Sputnik/Сергей Пятаков

Мы провели международный конкурс и приняли программу развития на ближайшие 10 лет. Оказалось то, что мы делали на протяжении последних полутора лет, даже не имея этой программы, мы делали в нужном направлении. И ориентация на зрителя была одним из главных положений этой программы.

- Вы планируете провести ребрендинг галереи и даже упомянули о том, что, возможно, просторечное «Третьяковка» будет зафиксировано на новом логотипе. Это некоторых шокировало.

— В принципе большинство людей так говорит. Но когда заходит речь о том, чтобы ввести это понятие официально — некоторые считают, что это некое снижение. Мне лично сложно сказать. Я как директор Третьяковской галереи стараюсь не употреблять слово Третьяковка, но оно просится на язык. И это в разы короче. А мы сейчас экономим секунды, чтобы как можно быстрее донести свою мысль противоположной стороне.

Время сегодня такое, что громоздкие сложные названия и логотипы не работают. У людей нет времени, чтобы это произносить. И как бы вы сейчас ни пытались настаивать и вводить официальное Третьяковская галерея — все равно будут говорить Третьяковка. Так что мы над этим вопросом еще думаем.

- И в рамках ребрендинга Московская школа кино сделала для вас интересные рекламные ролики, которые скоро будут обнародованы.

— Я, как человек из семьи кинематографистов, понимаю, какова сила движущегося изображения на экране. Мне показалось интересным, что к этому привлекаются и молодые кинематографисты, и признанные знаменитые творческие люди.

© Sputnik/Владимир Астапкович

Эти ролики направлены и на продвижение нашего пространства на Крымском Валу. В этом году, по всем прогнозам, мы увеличим число посетителей в этом здании. Понятно, что в первую очередь работают серьезные и эффектные выставки, как Серов и Айвазовский. Но здание на Крымском Валу в принципе было для нас очень важной точкой приложения сил. Мы усовершенствовали инфраструктуру, открыли кафе, магазин и переделали зону отдыха. В прошлом году открыли двор и выход из здания на Крымскую набережную — впервые с момента постройки здания.

Мы еще выстроим там амфитеатр, где будут проходить концерты, лекции, летом — кино. Сделаем зону кафе. Уже сейчас люди выходят в этот двор и с удовольствием остаются там. Мы надеемся, посетители не будут использовать это как пляж и раздеваться, как это иногда происходит на платформе около входа со стороны Крымского Вала.

Источник: ria.ru