Культура
156 лет истории памятника Пушкину
© Sputnik/Виталий Карпов
Тема: Культура

156 лет истории памятника Пушкину

Департамент культурного наследия приступил к реставрации памятника Александру Пушкину. Изначально монумент должны были установить в Царском Селе, а в Москве ему пришлось переезжать с одной стороны площади на другую.

От идеи к воплощению

Первая мысль о сооружении памятника Александру Пушкину появилась у его бывших однокашников в 1860 году. Воспитанники Царскосельского лицея обратились к императору с ходатайством о дозволении открыть подписку на создание монумента, и тот милостиво дал своё разрешение, определив заодно и место его расположения — Царское Село, Лицейский сад. Надежды на то, что к юбилею лицея (в 1861-м исполнялось 50 лет со дня его открытия) поспеют, не сбылись. И всё затянулось на долгие 20 лет…

В первый же год общероссийская подписка собрала достаточно солидную по тем временам сумму — 17 114 рублей, но для реализации всех замыслов, тем более соответствовавших значимости великого русского поэта, этого было недостаточно. Очень быстро активность сошла на нет, и Александру II пришлось вновь объявлять о сборе средств. Заодно император распорядился, «чтобы памятник Пушкина поставлен был не в Царском Селе, как прежде предполагалось, а в Москве, месте рождения поэта, где монумент его получит вполне национальное значение».

© Sputnik

Сбор средств действительно пошёл гораздо бодрее. На 1 января 1873 года на банковских счетах лежало уже более 70 тысяч рублей. Жертвовали генерал-губернаторы, графы, князья, начальники институтов и гимназий. Про последних даже был такой анекдот: «Учитель законоведения говорит бухгалтеру: "Вычтите из моего жалования десять копеек на Пушкина… Пусть больше жертвует учитель словесности — это по его части"».

Параллельно со сбором средств шла активная дискуссия о самом памятнике. В частности, насколько он должен быть аллегоричен, будет ли Пушкин представлен сидящим или стоящим, нужны ли барельефы.

«Если Пушкин будет представлен сидящим и пишущим в широко драпированной одежде, а сзади его будет поставлен гений в виде юноши с крыльями, то масса публики примет Пушкина за Евангелиста Иоанна, а гения за Ангела… Необходимо посвятить его всецело памяти Пушкина и представить поэта в таком виде, в каком вся Россия его привыкла знать».

Выбор места и проекта

В Москве к этому моменту уже определились, в каком месте памятник будет установлен. Вариантов было два: Тверской бульвар и Страстной бульвар. Выбор был сделано в пользу первого места, и 3 февраля 1872 года в Московскую городскую Думу поступила просьба об уступке площадки.

Но если с месторасположением будущего памятника проблем никаких не возникло, то выборы проекта шли с такими затруднениями, что впору было забросить идею окончательно. Два проведённых конкурса показали, по мнению специалистов, несостоятельность русского ваятельного искусства.

© Sputnik/Анатолий Гаранин

Окончательно отчаявшись, Комитет для сооружения памятника Пушкину поручил Александру Опекушину и Пармену Забелло изготовить исправленные и окончательные модели статуи и пьедестала.

Их памятники и были подвергнуты окончательной оценке членами комитета и экспертами. Почти единогласно преимущество отдано модели академика Опекушина. 23 декабря 1876 года она была выставлена в Белой зале Зимнего дворца, и Александр II «изволил вполне одобрить означенную модель».

Открытие

Первоначально предполагалось открыть памятник в очередную годовщину основания Царскосельского лицея — 19 октября 1879 года, но задержки с изготовлением пьедестала привели к переносу. Новой датой стало 26 мая 1880-го, день рождения Александра Пушкина, но и тут последовала отсрочка из-за траура по императрице Марии Александровне.

Торжественное открытие памятника Пушкину состоялось 6 июня 1880 года и сопровождалось трёхдневными праздничными мероприятиями, в которых принимали участие Василий Ключевский, Иван Тургенев и Фёдор Достоевский.

Кстати, ещё во время обсуждения проектов и подготовки окончательного варианта ходила легенда, будто в нишу в основании будущего памятника собираются положить простреленный сюртук, в котором Пушкин был во время дуэли.

Переезд

На этом история памятника с непростой судьбой не закончилась. В рамках реализации Генплана Москвы 1935 года с реконструкцией Тверской улицы Александр Пушкин должен был переехать на противоположную сторону, на место снесённого Страстного монастыря. Начало Великой Отечественной войны внесло в этот план коррективы. Но только на время.

В 1950 году решение было-таки принято. Москвичи отнеслись к этой идее по-разному. Вокруг памятника по вечерам собирались граждане и обсуждали предстоящую перестановку памятника. Кто-то считал, что всё сделано правильно, ведь «по новому генеральному плану реконструкции г. Москвы движение транспорта через площадь Пушкина будет двухъярусное, как у Белорусского вокзала, отличие только в том, что там трёхъярусное движение (поезд, троллейбус и метро)».

Другие боялись, что памятник повредят. Были и те, кто обвинял власти в нелюбви к Москве и сетовали на то, что именно по Тверскому бульвару так любил гулять Пушкин.

© Sputnik/Анатолий Гаранин

Передвижка началась в восемь часов вечера 13 августа 1950 года. Памятник, который вместе с постаментом весил около 70 тонн, был приподнят на 0,82 метра. Под постамент подвели четыре двутавровые металлические балки, после чего плавно опустили на специальные тележки. С помощью двух лебёдок и двух десятитонных дорожных катков памятник в три приёма (по 35-40 метров) со скоростью один метр в минуту преодолел 104-метровую дистанцию. Остановки были вызваны необходимостью разрезать провода, висевшие над площадью, которые после проезда вновь соединяли.

В два часа ночи 14 августа памятник установили на поворотную конструкцию и с помощью рабочих и жителей, пожелавших воочию наблюдать за перевозкой Пушкина, развернули на 156 градусов. После удаления всех транспортных и поворотных средств конструкцию приопустили над подготовленным заранее фундаментом, после чего оставленный 15-сантиметровый зазор заполнили бетоном.

Все строительно-монтажные работы, в том числе оформление окружения памятника, были завершены лишь 6 сентября.

Реставрация

Спустя 136 лет после установки и 66 лет после перемещения памятника начались реставрационные работы по возвращению ему исторического вида.

Планируется, что знаковый для Москвы объект отремонтируют до конца года, если в процессе работ не возникнет дополнительных трудностей.

Источник: Сайт Москвы