Культура
Гравировка, «искусство левых и масс» в 1930-е и 1940-е годы в Греции
© Яннис Болис, историк искусства (на фото: Яннис Стефанидис. Эскиз для афиши Единой всегреческой организации молодежи)
Тема: Культура

Гравюра, «искусство левых и масс» в 1930-е и 1940-е годы в Греции

«Искусством левых и масс» стала гравюра в период военных десятилетий 1930-х и 1940-х годов в Греции, а затем и во всей Европе времен Второй мировой войны благодаря возможности многократного повторения произведений искусства.

Художники, в большинстве своем члены Национально-освободительного фронта Греции (ЭАМ), участвовали в протестных движениях против немецкой оккупации, пострадали от жестоких репрессий и терроризма, защищали жизненные интересы населения и организовывали импровизированные типографии, где занимались выпуском плакатов, листовок и любых других видов печатной продукции.

Такие мастера, как А.Тассос, Димитрис Сакелларидис, Мемос Макрис, Костас Плакотарис, Фотис Захариу, Васо Катраки, Лукия Мангиору, Спирос Василиу, Йоргис Диму и другие, создавали подпольные художественные мастерские для нужд пропаганды ЭАМ. Начав с внушительных объемов, они сразу принялись работать активно и эффективно. В черных чернилах их оттисков отразился процесс духовного и идеологического созревания, трагическое положение и боль греческого народа.

«Гравюры Сопротивления (1940-1944)» — так звучала тема весьма интересного и увлекательного доклада историка искусства Янниса Болиса в рамках VI Международной конференции типографии и визуальных коммуникаций (ICTVC), по теме «Обсуждаем приоритеты/Развиваем область», которая проходит до 9 июля в Салониках в Исследовательском институте изучения типографии и визуальных коммуникаций в сотрудничестве с программой графической коммуникации Университета Никосии и Государственным музеем современного искусства в Салониках.

Во вступлении к докладу Я.Болис говорил о знаковой фигуре для греческого искусства, преподавателе кафедры гравюры Афинской школы изящных искусств Яннисе Кефаллиносе, отстаивавшем социальную роль гравюры. В 1939 году он начал вести курс искусства иллюстрации книг и типографики с целью создания современной типографии в школе. Яннис Болис подчеркнул, что таким образом появилось целое поколение молодых граверов, примкнувших к левым, гравировка стала для левых художников искусством масс, поскольку произведение искусства перестало быть предметом роскоши, доступным лишь богатым буржуа, и обратилось к более широким слоям общества.

Во вступлении докладчик также подробно говорил о любительском характере первых плакатов подпольных художественных мастерских-типографий. В одной из них работали А.Тассос, Мемос Макрис, Васо Катраки, Лукия Мангиору и другие мастера под руководством яркой фигуры сопротивления Электры Апостолу. Кроме того, он упомянул выпуск первой ксилографии Спироса Василиу (на обложке номера журнала «Неа Эстиа» («Новый очаг»), вышедшего 1 января 1942 года под названием «Бистикос» («Наемный пастух») с аллегорическим и пророческим смыслом, поскольку пять месяцев спустя Арис Велухиотис ушел партизаном в горы, и, наконец, о выпуске по крайней мере пяти альбомов гравюр.

«Поскольку потребности росли, один студент, изучавший скульптуру, который хорошо разбирался в механических конструкциях, создал самодельный цилиндрический печатный станок, позволивший ускорить производство. На нем ежедневно можно было выпускать до двух тысяч плакатов, размером 25 на 35 сантиметров каждый. Студенты также раскрашивали плакаты акварельными красками, а линолеум, использовавшийся в станке, отправляли в другие мастерские, печатавшие с помощью иных средств, а также провинциальные организации…». Больше всего такие мастерские выпускали настенных плакатов, и, даже несмотря на скорость рисунка и печати, их художественная ценность очевидна.

«Стоит отметить прекрасное качество всех этих гравюр, созданных для альбомов и не только. Они являются отражением той эпохи, приобретя значение исторического документа, будучи активными участниками и свидетелями тех событий и даже военных действий. Их чернила запечатлели личные и коллективные переживания, а жесткие контуры, искажения, экспрессионистская выразительность и контрастность черно-белого рисунка сделали психологический фон глубже», — заключил докладчик.

VI Международную конференцию типографии и визуальных коммуникаций организует Исследовательский институт изучения типографии и визуальных коммуникаций в сотрудничестве с программой графической коммуникации отделения дизайна и мультимедиа Университета Никосии и Государственным музеем современного искусства.

Также ICTVC проходит при поддержке отделения типографики и графической коммуникации Университета Рединга (Англия), отделения графического дизайна факультета графических искусств и художественных исследований Афинского технологического института, ISTD (International Society of Typographic Designers), Международной ассоциации типографов (ATypI), Института бумаги, печати и издательского дела (IP3), Международного института информационного дизайна (IIID), Греческой ассоциации дизайнеров, Всегреческой ассоциации специалистов графических искусств, Греческого архива визуальной коммуникации, Музея печати в Ханье, Музея гравюры Хамбиса (Кипр) и Музея дизайна в Салониках.

Тема конференции также перекликается с крупной выставкой под названием «Типографика как искусство», которую проводит Государственный музей современного искусства в монастыре лазаристов. Выставка-ретроспектива наиболее значимых художественных течений XX века — это путешествие в мир печатного слова в специальном разделе, посвященном книге художника (artist books или livres d'astistes). Начиная с неисчерпаемого материала произведений русского авангарда из коллекции Костаки, экспозиция выставки доходит до современного художественного творчества, связанного с типографикой.

В.Харисопулу

Источник фотографии: Яннис Болис, историк искусства (На фото: Яннис Стефанидис. Эскиз для афиши Единой всегреческой организации молодежи)

Источник: ΑNA-MPA