на главную
Главная сокровищница
России
Шедевры российского ювелирного искусства, имеющие высокую ценность, но не имеющие цены, можно увидеть в Алмазном фонде в Москве.
В прохладном полумраке залов раздаётся вкрадчивый голос экскурсовода. В такт его рассказу заманчиво поблескивают алмазы и сапфиры, зазывая посетителей экспозиции. Напротив расположились горделивые золотые самородки – самые крупные в России.

Рядом с ними ютятся более мелкие образцы. Но даже в них есть своя изюминка: в одних четко проглядываются очертания человеческих лиц (как, например, в известном золотом самородке «Мефистофель»), а в других можно разглядеть образы животных (как в самородке «Заячьи уши»).

При таком разнообразии начинает кружиться голова, а экскурсовод шутит, что надо было брать с собой темные очки, чтобы не ослепнуть от блеска камней.
Слева направо: золотые самородки «Мефистофель», «Заячьи уши» и «Большой треугольник» © SPUTNIK
Золотой самородок «Большой треугольник»
В Алмазном фонде выставлено большое собрание алмазов и золотых самородков со всей территории России. Особое место в этом списке занимает «Большой треугольник» весом 36 килограммов – самый крупный в России и один из крупнейших в мире.

Он был найден в 1842 году в Миасском районе Южного Урала на глубине более 3 метров. На его поверхности за многие столетия сохранились отпечатки кристаллов кварца и карбоната.

Коллекция Алмазного фонда начала формироваться еще в XVIII веке с указа Петра I, по которому для особого хранения государственных ценностей было выделено специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. С течением времени сокровищница пополнялась драгоценностями, созданными лучшими ювелирами России.
Большая императорская корона Российской империи
Самый известный и самый значительный экспонат выставки – Большая императорская корона Российской империи. Она считается главным символом российских монархов, который использовали во время коронаций, начиная с Екатерины II и до Николая II.
Корона сделана из золота, серебра, 4936 бриллиантов и жемчуга, а ее вес составляет 2 килограмма. Венчает корону драгоценный камень ярко-красного цвета, редко встречающийся в природе, — шпинель весом 398 карат.
Интересно, что даже сама ее форма наполнена глубоким символизмом: два серебряных полушария олицетворяют соединение Востока и Запада на территории Российской империи, лавровые ветви, опоясывающие корону снизу, символизируют власть и славу, а дубовые листья и желуди между полушариями – крепость и прочность власти.

Сложно представить, сколько сил и времени было потрачено на ее изготовление, ведь корона должна была быть готова к коронации Екатерины II, которая состоялась в 1762 году. Как бы то ни было, мастера выполнили задачу в рекордные сроки – всего за два месяца.
Императорская держава «Царское яблоко»
К коронации Екатерины также была создана императорская держава, известная как «Царское яблоко». Она служила не одно десятилетие, вплоть до конца правления Николая II.
Само слово «держава» имеет древние корни: оно произошло от древнерусского «дьржа» – власть. Также существует версия, что держава олицетворяет силу правителя и его способность «держать» государство, поэтому в течение нескольких столетий она считалась неотъемлемым атрибутом российских правителей.
Изначально держава имела более скромный вид: золотая сфера, опоясанная полосками из бриллиантов, а венчал эту композицию небольшой крест. Существует мнение, что бриллиантовые полоски были взяты с одного из платьев Екатерины.

При императоре Павле I к ней был добавлен сапфир весом 200 карат и чистый алмаз весом почти 47 карат.
Императорский скипетр и алмаз «Орлов»
Комплект императорских регалий дополняет скипетр, изготовленный в начале 1770-х. Сверху он украшен литым двуглавым орлом из черной эмали и бриллиантов, а под ним расположен алмаз «Орлов» – самый крупный в коллекции Алмазного фонда.

Согласно легендам, «Орлов» был найден в южной части Индии в начале XVIII века. По одной из версий, камень использовался как один из элементов композиции индуистского храма, а позднее был вывезен из страны британскими солдатами. По другой, алмаз был украден французом, который принял индуизм и даже стал послушником в храме, чтобы осуществить свой план.
Первоначальная масса белого алмаза оценивалась в 400 карат, но после огранки в форму бриллианта она уменьшилась более чем в два раза – до 189 карат.
После долгих скитаний камень оказался в Амстердаме, где его у одного из купцов приобрел российский придворный ювелир Иван Лазарев. Позднее драгоценность у него выкупил граф Орлов – фаворит Екатерины, в честь которого алмаз и получил свое нынешнее название. Граф подарил его императрице на день рождения, чтобы доказать свою любовь и помириться с ней после продолжительной ссоры.

Есть и противники такой романтичной версии развития событий. Они утверждают, что «Орлов» попал в распоряжение Екатерины по ее собственной воле: императрица не хотела афишировать растрату государственной казны на личные прихоти и поэтому попросила фаворита приобрести камень, который затем занял свое место на скипетре.

Алмаз «Шах»
Весит значительно меньше, чем «Орлов», – 88,7 карата, однако имеет не меньшую ценность. Считается, что камень был найден в XVI веке в Индии и украшал трон падишахов, а позднее попал в руки персидских завоевателей.

На гранях алмаза выгравированы три древние надписи на персидском языке. По ним можно частично проследить его историю, так как они указывают имена его владельцев и соответствующие годы от 1591 до 1826-го.

«Шах» известен в России своей по-настоящему кровавой историей. В 1829 году он был передан российскому императору Николаю I в знак примирения правителем Персии Фетх Али-шахом после массового убийства служащих русского посольства в Тегеране, учиненного исламскими фанатиками. Во время нападения на посольство также погиб глава дипмиссии и автор комедии «Горе от ума» Александр Грибоедов.

Этот прецедент грозил новой войной между двумя государствами, однако шаху удалось избежать массового кровопролития благодаря покаянному письму императору и богатым дарам, среди которых находился алмаз «Шах».
Диадема «Русская красавица»
Это украшение увидело свет усилиями придворных ювелиров в 1841 году. Интересно, что диадема была сделана по специальному заказу императора Николая I, который подарил ее своей супруге Александре Федоровне.

Диадема сделана из платины, тысячи бриллиантов разного размера и огранки, а также 25 крупных каплевидных жемчужин, которые не полностью встроены в конструкцию украшения и поэтому слегка колеблются при малейшем движении.
Оригинал «Русской красавицы» сделан в форме кокошника – национального женского головного убора на Руси: по велению императора придворные дамы того времени носили кокошники как элемент парадного туалета.
Сейчас в Алмазном фонде хранится точная копия диадемы, воссозданная советскими мастерами в 1987 году по эскизам и архивным фотографиям.

Коронационные регалии и украшения членов императорской семьи, уникальные драгоценные камни и металлы со всей России, шедевры ювелирного искусства разных эпох – все это лишь малая часть экспозиции Алмазного фонда, имеющей огромную историческую, художественную и научную ценность.

Каждый экспонат фонда прошел через несколько столетий истории России, чтобы стать ее частью, а также передать дух эпохи следующим поколениям.

Здесь также можно увидеть золотой браслет с плоским портретным алмазом, всемирно известный васильково-синий сапфир из Шри-Ланки весом 260,37 карата, 926 именных алмазов из разных уголков Сибири и многое другое.

Посетить Алмазный фонд можно каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 18.15.

Больше информации вы найдете на официальном сайте Гохрана России:
http://www.gokhran.ru/ru/diamond-fund/index.phtml