Культура
Три редкие печатные формы на выставке в Санкт-Петербурге
© Sputnik/Юрченко
Тема: Культура

Три редкие печатные формы на выставке в Санкт-Петербурге

Три редкие бронзовые печатные формы выставлены в Санкт-Петербурге, рассказала в эфире радиостанции Афинско-македонского информационного агентства «Агентство 104,9 FM» директор Музея византийской культуры в Салониках Агафоники Цилипаку.

Внимание Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга некоторое время назад привлекли три редкие бронзовые печатные формы, использовавшиеся в прошлом для оттиска на бумаге, так называемого эстампа. Формы эти принадлежат коллекции Музея византийской культуры в Салониках. Наряду со многими другими предметами они выставлены с 21 июня по 26 июля в музее Санкт-Петербурга в рамках выставки «Греческая бумажная икона. Путь между Россией и Грецией», которая входит в программу мероприятий Перекрестного года Греции и России.

Одна из форм считается особенно важным экспонатом, поскольку, во-первых, является двухсторонней, а во-вторых, тема ее достаточно редкая для гравировки — Тайная Вечеря. Привычная для христианской православной иконописи, она, как правило, не встречается в бумажной иконе.

Об этом рассказала в эфире радиостанции Афинско-македонского информационного агентства «Агентство 104,9 FM» директор Музея византийской культуры в Салониках Агафоники Цилипаку. По ее словам, «в музее Санкт-Петербурга впервые проходит выставка греческой гравировки, тогда как эстампы из Византийского музея в Салониках впервые путешествуют в Россию, а некоторые из них раньше вовсе не выставлялись за границей».

Говоря подробнее об экспозиции выставки, г-жа Цилипаку отметила, что в нее вошли произведения из коллекций гравюр обоих музеев (в общей сложности 67 экспонатов), которые дают представление о православной гравюре в период с XVII по XX век. Задача выставки — подчеркнуть общее культурное наследие двух народов, исповедующих одну религию. «Эстампы — это бумажные иконы, изображающие святые лики. Они заменяли деревянные иконы, написанные красками, которые были очень дорогими, в то время как бумажное изображение было доступным для верующих — простых людей, не имевших возможности купить деревянный образ. Эстамп можно было приобрести как благословение или в память о паломничестве в монастырь. Такой сувенир побуждал верующих вновь посетить то или иное место и тем самым экономически поддерживал монастыри», — отметила она.

Греческая бумажная икона. Путь между Россией и Грецией

Рассказывая о происхождении большинства эстампов, выставленных в Санкт-Петербурге, директор музея заявила, что в основном они были изготовлены «на Афоне и в других центрах гравировки». «В то время на Святой горе действовали знаменитые мастерские, особенно в начале и во второй половине XIX века. Тогда создавались эстампы, обращенные ко всему православному миру и особенно к землям, находившимся под турецким владычеством, и, конечно, России», — сказала А. Цилипаку. По ее словам, существовали и другие центры производства гравировок в Западной Европе, там, где жили процветающие греческие православные общины, а также и в других областях, где иконография находилась под влиянием западных образцов.

Директор Музея византийской культуры пояснила, что данные экспонаты принадлежат коллекции бумажных картин и эстампов Дори Папастрату, получившей международное признание, поскольку они весьма редки и имеют особое значение. Произведения эти родом с Афона, где соблюдался православный канон гравировки, а также из других мест, таких как Венеция, Афины, Пирей, Тинос, Константинополь и Россия.

В октябре, после завершения выставки в Санкт-Петербурге, она будет перевезена в Салоники, в Византийский музей. Выставку будут сопровождать мастер-классы и видеодемонстрация процесса изготовления бумажной иконы. «Техника дошла до наших дней без изменений, однако в прошлом она требовала больше времени. Кроме того, пластины нельзя нагружать слишком сильно, поскольку они старые и весьма редкие», — рассказала А. Цилипаку.

П. Юльци. Впервые интервью прозвучало в передаче Sputnik Express Димитриса Ляцоса