Культура
Гордость Российской империи: экспонаты и тайны ювелирного дома Фаберже
© Sputnik/Игорь Руссак
Тема: Культура

Экспонаты и тайны ювелирного дома Фаберже

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА «Россия сегодня»

На этой неделе отмечается 170-летний юбилей российского ювелира Петра Карла (Карла Густавовича) Фаберже. Ювелирный дом был основан в 1842 году его отцом Густавом, сейчас это один из самых известных российских брэндов в мире (лучше знают, наверное, только водку и пулеметы) и точно — самый роскошный.

«Яйца Фаберже» — фактически символ богатства императорского дома России. Красота, великолепие, изящество — это всё о Фаберже и его творениях. А еще — талант и мастерство, традиции и смелые приемы, удивительные коллекции, со многими экспонатами которых связаны легенды и тайны.

© Sputnik/Игорь Руссак

Некоторые из драгоценностей Фаберже утрачены или украдены: большевики национализировали производство и имущество семьи ювелиров, детям Карла Фаберже удалось спасти лишь некоторые экспонаты. Драматические события революции 1917 года заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 году.

Сам Петер Карл Фаберже уехал в Ригу, а оттуда в Германию, где заболел, тосковал по родине. Летом 1920 года жена и старший сын перевезли его в Лозанну (Швейцария). 24 сентября 1920 года Петер Карл Фаберже скончался (похоронен в Канне, Франция).

Многие из шедевров задешево, если не за бесценок, революционные власти продавали сначала в петербургских магазинах, затем —  через Контору «Антиквариат» (советскую внешнеторговую организацию). Большая часть ювелирных изделий Фаберже попала в Европу и США, осела в частных коллекциях. Точные данные об объемах и адресатах постреволюционных продаж неизвестны, уникальные экспонаты продавались буквально «на вес».

© Sputnik/Игорь Руссак

До сих пор, к примеру, неизвестно местонахождение «Курочки с сапфировым кулоном»  — второго экспоната из серии Императорских пасхальных подарков (по описанию из Госархива СССР, это была «курица из золота и бриллиантов, вынимающая из лукошка сапфировое яйцо»). Всего было создано около 70 яиц, из них более пятидесяти — императорские.

Самое первое яйцо («Курочка») было сделано в 1885 году по заказу императора Александра III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Снаружи оно выглядит, как обычное белое яйцо, покрыто имитирующей скорлупу эмалью, а внутри — золотой «желток», в нем — курочка из цветного золота, в ней спрятаны небольшая копия императорской короны с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном. Пасхальные подарки от Фаберже с тех пор стали традицией.

© Sputnik/Игорь Руссак

Следующий император Николай II на каждую весну заказывал уже по два драгоценных яйца: одно — для матери Марии Фёдоровны, второе — супруге Александре Фёдоровне.

Первое яйцо, подаренное новой императрице, называлось «Яйцо с бутоном розы». Внутри его сюрприз — желтая роза в память о родине Александры Федоровны — Дармштадте, гордившемся своими цветами. Внутри цветка были корона и кулон (утеряны).

Сейчас и «Курочка», и «Яйцо с бутоном розы» находятся в негосударственном Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Они, как и семь других императорских яиц, а также около 250 других изделий Фаберже, были выставлены в 2004 году на аукционе Sotheby's наследниками издателя журнала Forbes Малкольма Форбса. Всю коллекцию тогда неожиданно выкупил российский миллиардер Виктор Вексельберг.

Сообщалось, что на эту коллекцию Форбса было потрачено более $350 млн.

Самый дорогой экспонат от ювелирного дома Фаберже

Утерянными или украденными сейчас считаются императорские пасхальные яйца «Херувим и колесница», «Несессер», «Датский юбилей», «Памятное Александра III». До недавнего времени вообще ничего не было известно еще об одном уникальном изделии Фаберже.

© Sputnik/Игорь Руссак

Яйцо-часы Ротшильда было создано в 1902 году главным мастером дома Фаберже Михаилом Перхиным. Более 100 лет оно находилось в частной коллекции миллиардеров.

Считалось, что даже в начале прошлого века «яйцо Ротшильда» стоило во много раз дороже, чем императорские пасхальные яйца. Это яйцо было приобретено у ювелирного дома Фаберже семьей Эфрусси. В 1905 году Беатриса Эфрусси преподнесла это яйцо в качестве подарка на помолвку Жермены Хальфен и своего младшего брата, барона Эдуарда Ротшильда.

Внутри яйца — петушок из драгоценных камней. Каждый час он появляется, расправляет крылья, взмахивает ими четыре раза, затем три раза кланяется своей головкой, раскрывает клюв и поет. Всё это длится 15 секунд, после чего колокольчик отбивает часовые удары.

© Sputnik/Владимир Вдовин

Само яйцо покрыто розовой эмалью и декорировано гильоше (особый узор на поверхности, когда металл покрывается бороздками, создающими игру света и тени).

На аукционе Christie's в Лондоне было продано яйцо Фаберже (The Rothschild Fabergé Egg) за рекордную сумму в 9,2 миллиона фунтов стерлингов (18,5 миллиона долларов).

Покупатель — российский коллекционер Александр Иванов. Некоторое время оно хранилось в экспозиции музея Фаберже, в Баден-Бадене. А в 2014 году было преподнесено в дар Государственному Эрмитажу.

Георгиевская ленточка на пасхальном яйце

В коллекции Вексельберга, находящейся сейчас в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, есть особенное пасхальное яйцо — «Орден Святого Георгия». Оно было создано к весне 1916 года по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне. Это было последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице, и единственное, которое она смогла вывезти за границу. После смерти Марии Фёдоровны в 1928 году она перешло к её старшей дочери, Ксении, потом в 60-х — к сыну Ксении, Василию. Затем его купили представители компании Фаберже. А с 1978 года яйцо «Орден Святого Георгия» находилось в коллекции «Форбс». И почти 100 лет спустя оно вернулось в Россию.

© Sputnik/Игорь Руссак

Во время Первой мировой войны дом Фаберже, помимо ювелирных изделий (которые по понятным причинам перестали на некоторое время пользоваться спросом), создавал и императорские подарки солдатам и офицерам. Сам Карл Фаберже предложил царю неожиданные идеи подарков.

Династия Романовых традиционно одаривала своих подданных различными подарками, этот обычай соблюдался во время пребывания Николая II и великих князей в районе боевых действий.

Только теперь это были не жетоны или сосуды из серебра, а различные полезные изделия из меди и латуни — чайники, котелки, плошки, сковороды и другая утварь с императорской символикой. По замыслу Фаберже, это должно было вызывать у солдат понимание, что царь о них заботится, знает их насущные нужды.

Теперь эти изделия, как и драгоценности от ювелирного дома Фаберже, также являются редчайшим антиквариатом.

Источник: www.ria.ru