Культура
«Дебаты» Платона и Аристотеля
© ANA-MPA. Александрос Белтес
Тема: Культура

«Дебаты» Платона и Аристотеля

У музеев всего мира, которые сегодня, 18 мая, отмечают «профессиональный» праздник, появился еще один повод для радости: открытие нового Археологического музея древней Элефтерны (первого подобного музея на острове Крит), запланированное на 19 июня.

Афинско-македонское агентство побеседовало с человеком, который мечтал о создании такого музея с момента обнаружения удивительных находок, благодаря которым древняя Элефтерна стоит в одном ряду с важнейшими археологическими памятниками мира, — руководителем раскопок Николаосом Стамболидисом, профессором Университета Крита и директором Музея кикладского искусства.

«Музей, как "каменный корабль", который бросил якорь среди бесконечных зарослей оливковых и рожковых деревьев, платанов, лавров и дубов, простирающихся на восток и на запад, чтобы соединиться и спуститься к  Критскому морю. А в летние месяцы с этого места, как и с акрополя Элефтерны, видно, как полная луна показывается на востоке, в то время как солнце садится на западе. Поэтому мы решили, что открытие должно состояться вечером», — пояснил г-н Стамболидис.

Известное своей природной красотой и важнейшими археологическими находками, это место недавно приобрело и экологическое значение: его включили в территорию геопарка горы Псилоритис, куда входит и Элефтерна, а он в свою очередь находится в перечне международных геопарков ЮНЕСКО. Здесь, в самом сердце Крита, природа еще не тронута руками человека и охраняется законом, так же как и огромные археологические зоны Α и В. Это было согласовано с местными жителями, что не всегда само собой разумеется. Создание музея накладывает на это удивительное место свой отпечаток, но в чем же его исключительность?

«До сих пор Крит стоял, подобно аисту, на одной ноге — поддерживаемый минойской цивилизацией. Известно, что в Греции существуют десятки, если не сотни музеев, в коллекции которых входят древности с доисторической эпохи до византийских времен. Однако нигде, в том числе и на Крите, нет музея, повествующего о зарождении греческой цивилизации, которое пришлось на времена Гомера. Обнаружение в Элефтерне предметов, которые иллюстрируют гомеровские тексты и подтверждают его правоту, проливает свет на "Темные века"», — уверен Николаос Стамболидис.

«Платон и Аристотель уже в начале IV века до нашей эры вели "дебаты" о том, говорил ли Гомер правду, они спорили о Патрокле и убийстве троянцев. А мы находим вещи, которые доказывают правоту Гомера: погребальный костер правителя и воина Элефтерны, на котором, правда, в его честь был убит один пленник, а не двенадцать, как говорит Гомер».

 

Профессор продолжает: «В ритуале сожжения на погребальном костре Патрокла, согласно Гомеру, первые роли были отведены критянам, Идоменею и Мериону, потому что им был известен обряд погребения. Так же, как на критской горе Ида складывали погребальный костер, был воздвигнут и костер Патрокла. То есть само предание, ядро мифа о подобных похоронных церемониях имеет критское происхождение».

В другой части «Илиады» речь идет о щите Ахиллеса. «Гомер говорит, что на нем изображено множество деталей, например города или ритуальное шествие с танцем девушек. В Элефтерне были найдены медные сосуды, огромные, как щиты, где женщины изображены таким же образом. Гомеровское слово "течет в жилах" музея. Теперь Крит стоит на двух ногах — минойской и греческой культуре», — заявляет Стамболидис.

Знакомство публики с новым критским музеем и уникальным ландшафтом, который окружает его, преподносит сюрпризы в том числе во время посещения раскопок древней Элефтерны, которые идут непрерывно в течение вот уже трех десятилетий. Древние находки еще до создания музея вывели Грецию в топ-10 престижного американского журнала «Археология» за 2009-2010 годы. Кроме того, многие из них побывали в крупнейших музеях мира, например в National Geographic Museum в Вашингтоне, где в начале июня откроется последний раздел выставки «Греки. От Агамемнона до Александра Македонского». «В архаическую эпоху существовали общества открытые и закрытые. Элефтерна была открытым обществом. Ее название происходит от имени Элефтер — так звали одного из куретов, которые били в щиты, чтобы Кронос не услышал крик новорожденного Зевса и не поглотил его, как остальных детей. Это божество олицетворяет свободу, помогает будущим матерям. Символика его велика», — заключает Николаос Стамболидис.

В воскресенье, 19 июня, музей откроет президент Греческой Республики. Дополнительную информацию о новом музее и его уникальных экспонатах, датируемых периодом с III тысячелетия до н.э. до византийской эпохи, получат участники пресс-конференции, которая пройдет в Музее кикладского искусства 1 июня (начало в 12.00). Также 3 июня журналистов из Греции и из-за рубежа приглашают посетить остров, чтобы познакомиться с новым музеем.

Элени Марку

Источник: ANA-MPA