Культура
Древние статуи и бюсты в роли современных «имиджмейкеров»
© Музей слепков Университета Аристотеля в Салониках
Тема: Культура

Древние статуи и бюсты в роли современных имиджмейкеров

Играли ли античные скульпторы роль современных имиджмейкеров для политиков? Были ли статуи и бюсты политических деятелей предшественниками современных плакатов и телереклам?

«Именно так. В определенном смысле. Современное общество имеет широкий спектр средств коммуникации, массовой передачи информации и способов общения. В древние времена роль СМИ выполняли произведения искусства, установленные в общественных местах, в частности статуи», — рассказала в беде с агентством ANA-MPA профессор Феодосия Стефаниду-Тивериу, директор Музея слепков Университета в Салониках и куратор выставки «Проявления власти. Образ политика со времен Перикла до Феодосия II», которая открылась 14 апреля в Музее слепков философского факультета.

Экспозиция включает в себя около 30 изображений политиков со времен Перикла (V век до н.э.) до эпохи Феодосия II, когда статуи перестали создаваться (V век н.э.).

© Музей слепков Университета Аристотеля в Салониках

Выставка основана на серии скульптурных слепков голов мужчин-политиков с древних образцов, а экспозицию сопровождает богатый дополнительный материал — тексты и изображения. Задача выставки — показать, как в общественном пространстве создавался образ политика, особенно человека, наделенного властью, а также каков был посыл подобных образов для человека той эпохи.

Один из экспонатов выставки — голова Каракаллы (Рим, Капитолийский музей), императора, который правил в одиночку (212-217 годы н.э.), убив своего соправителя и младшего брата Гета. Это изваяние выражает силу, бурную энергию и гнев. Коротко стриженые волосы напоминают об армии — с ней Каракалла имел особенно тесную связь из-за опасностей, которым в то время подвергалась империя…

Неоднократно воспроизводимый (со времен его жизни и на протяжении последующих столетий) облик Александра Великого известен во всем мире. В отличие от типичного лица политика (как правило, зрелого человека с бородой и мягкими чертами), он молод, красив, амбициозен, наделен достоинствами полубога, если не самих богов. В его облике видны заимствования черт мифических статуй: Александра зачастую изображали обнаженным (как и богов), в отличие от бюстов и статуй политиков. Обычно их фигуры были весьма ограничены в разнообразии (политики представали в образе воина или гражданина, в зависимости от одеяния).

© ANA-MPA/Пантелис Зайтас

«Точно так же, как и сегодня, политические деятели обращались к публике в образе, который сами выбирали. Они могли быть приветливыми или держать дистанцию, располагать к себе или нет, представать в официальном или более свободном одеянии. В древние времена произведения искусства выполняли функцию современных СМИ, распространяя идеи и достижения изображаемых деятелей, их благодеяния и достоинства, которые сохранялись в памяти последующих поколений. Когда убирали статуи политиков, попавших в немилость, это указывало на их большой политический вес», — рассказала ANA-MPA профессор Стефаниду-Тивериу. Совместно с доктором Наталией Казакиди она составила экспозицию выставки и сопроводительные тексты.

По словам организаторов выставки, «главную роль в подобных статуях играла голова, портрет. В случае необходимости реальные черты лица изображались в большей или меньшей степени. Такие художественные творения зависели от идеологических мотивов. Они выражали политический и социальный фон своей эпохи, а также статус и значимость изображенного деятеля».

Музей слепков философского факультета является одним из старейших в городе. Он был основан одновременно с открытием философского факультета Университета Аристотеля в Салониках (в 1926 году), а сегодня располагается в новом здании факультета. Несмотря на то что изначально музей работал в образовательных целях и был предназначен исключительно для студентов, в последние годы здесь проводят экскурсии для всех желающих.

Выставка будет открыта для посетителей до декабря 2016 года.

В. Харисопулу

Источник: ΑNA-MPA