Культура
Царухи: ремесло, которое уходит в прошлое
© ANA-MPA
Тема: Культура

Царухи: ремесло, которое уходит в прошлое

На стене сапожной мастерской, расположенной на одной из живописных улочек Старого рынка Янины, висит пара царухи (традиционная греческая обувь) — предлог познакомиться с одним из последних мастеров традиционной обуви в Эпире. Костас Арлетос противится развитию технологий и продолжает заниматься своим ремеслом, которое поддерживало его семью более века, а теперь постепенно уходит в прошлое. И хотя потребности общества изменились, а умелые руки заменили машины, К. Арлетос не собирается оставлять свое ремесло, которому его обучил отец, поэтому в своей мастерской помимо другой обуви делает и царухи.

В беседе с нами он поделился секретами искусства изготовления некогда знаменитой обуви, которую в наши дни продолжают носить лишь некоторые старожилы Мецово и Дзумерки.

Костас Арлетос родом из деревни Калларитес (округ Янины). В 12 лет, окончив школу, он начал трудиться вместе со своим отцом, переняв у него секреты изготовления традиционной мужской обуви — царухи. С тех пор он занимается этим делом и не собирается менять профессию, хотя, по его словам, в последние годы приходится преодолевать трудности, вызванные экономическим кризисом. Еще год назад его покупателями были общества традиционной культуры и танцевальные ансамбли, но из-за кризиса заказы от них перестали поступать.

© ANA-MPA

Арлетос вспоминает, что до 1970 года в его родной деревне, в Каларритес, как и в других соседних деревнях, многие предпочитали носить царухи. Это обувь ручной работы, сшитая главным образом из телячьей кожи, что делает ее очень прочной, поясняет К. Арлетос. Традиционно царухи бывают двух цветов: черного, который предпочитали те, кто носил шаровары или буразану (традиционный фессалийский костюм), и красного — для тех, кто носил фустанелу. Пару, которую только что закончил Арлетос, нельзя носить каждый день — по словам мастера, в такой обуви ходят на праздники и торжественные мероприятия. Это пара черных праздничных царухи, как он сам их описывает.

Для изготовления одной пары необходимо по крайней мере три дня работы. «Царухи подгоняешь, шьешь, клеишь, затем оставляешь высохнуть. Но сперва по выкройке режется кожа, затем надевается на специальные болванки», — делится деталями мастер.

Мы заметили, что царухи украшены вышивкой. Костас Арлетос объяснил нам: когда закончен пошив обуви, покупатель может выбрать вышивку для украшения. Рисунок делается карандашом, а затем переносится на обувь с помощью вышивальной машинки. В конце всегда добавляют кайму из лакированной кожи, чтобы сделать их более элегантными. Подошва царухи не плоская, а загнутая кверху: так легче ходить по тропинкам и грунтовым дорогам сельской местности. Что касается помпона, это не украшение, а полезная деталь царухи. В прежние времена, когда эта обувь была популярна, не было асфальтовых или бетонных дорог. Чтобы в дождливые дни ноги не мочила трава, к царухи пришивали помпон, собиравший всю влагу. Его делают из шерсти и акрила, пришивая к царухи небольшой проволокой, напоминающей пружину, чтобы он надежно держался.

Царухи — очень прочная обувь, поскольку ее шьют вручную. По словам мастера, некоторые танцевальные ансамбли заказывали царухи 30 лет назад и танцуют в них до сих пор (обувь подверглась лишь незначительному ремонту).

Стоимость одной пары может достигать 280 евро. По словам самого Арлетоса, «царухи  — это искусство», ведь «на станке их не сошьешь, здесь нужен ручной труд».

М. Тзора    

Источник: ANA-MPA