Культура
Античные статуи из Восточной Фракии рассказывают историю своей эмиграции
© Археологический музей города Салоники
Тема: Культура

Античные статуи из Восточной Фракии рассказывают историю своей эмиграции

«Редестос-Салоники. Древности на пути эмиграции» — так называется выставка, впервые организованная Археологическим музеем в Салониках.

Ведь бывает так, что и статуи становятся беженцами.

Во всемирной истории было множество моментов переселения народов и массовой эмиграции, и зачастую они не были добровольными, а иногда происходили по вине властей государств (на основе международных договоров и соглашений), однако еще не было истории эмиграции…статуй.

© Археологический музей города Салоники

Эта повесть о бегстве и спасении древностей Редестоса — исторического порта Восточной Фракии у берегов Мраморного моря (примерно сто километров к западу от Константинополя) после опустошения Восточной Фракии в октябре 1922 года. Ее рассказывает новая выставка Археологического музея в Салониках.

«Редестос-Салоники. Древности на пути эмиграции» — так называется выставка, впервые организованная Археологическим музеем в Салониках. Материалы выставки ждали своего часа в хранилищах музея 94 года. С 1922, когда мраморные «эмигранты» прибыли на корабле в Салоники, покинув родной Редестос.

Но путешествие их началось гораздо раньше, и на пути было множество остановок. Отправная точка — Восточная Фракия, северный берег Мраморного моря, город Редестос (сегодня он находится на территории Турции и носит название Тегирдаг). Это была область стратегического значения, ключевой регион, где процветали такие важные города Древней Греции как Силимбрия, Перинф, Византий и другие. Здесь было создано 37 каменных экспонатов выставки: курос и кора, бюст, надгробные памятники, памятные барельефы и колонны, основания столов, другие архитектурные детали и надписи.

© Археологический музей города Салоники

Следующий этап путешествия — конец XIX века, когда Фракийское образовательное общество Редестоса, (основанное в 1871 году), ведущее активную разностороннюю деятельность — образовательную, культурную, благотворительную и просветительскую — решило собрать античные памятники со всего региона, чтобы сохранить их. (Первое подобное общество, созданное греческим населением на территории Османской империи, было основано в Константинополе в 1861 году). По инициативе инспектора образовательных учреждений Василиса Николаидиса была собрана ценнейшая коллекция археологических объектов, куда вошли монеты, около 70 каменных статуй и окаменелостей. Предметы коллекции либо были куплены, либо получены безвозмездно от владельцев античных ценностей. Целью ее создания была помощь образованию, укреплению национального самосознания и преемственности.

Эти предметы стали свидетелями связи, существовавшей между той эпохой и древнегреческим прошлым, а в дальнейшем — свидетельством неразрывной преемственности и доказательством греческих суверенных прав на спорных территориях Османской империи.

В то же время, несмотря на то, что после окончания Первой мировой войны (1914-1918) Греция оказалась на стороне победителей, а Османская империя была разделена, несмотря на Нёйский договор (1919) и Севрский мирный договор (1920), по условиям которых Западная и Восточная Фракии были присоединены к греческому государству, в 1922 году после распада Малоазиатского фронта часть Фракии восточнее Эвроса снова была отдана Турции (Муданийское перемирие, 1922). В октябре 1922 под угрозой для жизни греческое православное население столкнулось с необходимостью покинуть родные земли и рассеяться по территории всей Греции.

Тысячи греков Восточной Фракии были вынуждены стать беженцами. И поднимаясь на корабли, которые должны были доставить их в Грецию через Мраморное море (Редестос был большим портовым городом), вместе со своими детьми, немногими пожитками, которые можно было унести с собой, иконами — религиозными и семейными реликвиями, они взяли и статуи — в знак памяти об утраченной родине. Статуи и некоторые надписи были переданы беженцами в Археологический музей Салоник (тогда он размещался в здании мечети Ени, а в получении подписался инспектор древностей Стратис Пелекидис).

«Статуи в музее. / Спокойной ночи…
ведь статуи — уже не обломки камня / это мы сами.
Статуи склоняются тихонько… Спокойной ночи»
Й. Сеферис «Любострастный Эльпенор» 1946)

37 экспонатов из Редестоса, которые выставлены в Салониках, (курос и кора, надгробные памятники, барельефы и колонны, основания столов, архитектурные детали и надписи) охватывают широкий временной диапазон: от античности (VI век до н.э.) до времен Римской империи (IV век н.э.). Архивы Фракийского образовательного общества хранятся в Библиотеке «Геннадион». Икона Богоматери Ревматократориссы находится в храме Панагии Ахиропиитос (Нерукотворной) в Салониках, где хранится с тех самых пор, а некоторые барельефы и надписи, а также значительное количество монет, были переданы в другие музеи.

«Важно учесть, что мы, ученые, создававшие эту экспозицию, вовсе не делали никаких националистических притязаний. Мы работали над выставкой, сосредоточившись только на общей судьбе людей и памятников», — рассказала агентству ANA-MPA одна из кураторов выставки, археолог Домна Терзопулу.

«Выставка «Коллекции Редестоса» была задумана около двух лет назад, до того, как в Грецию стали массово прибывать беженцы из охваченных войной стран Ближнего Востока. Это печальное совпадение делает выставку как никогда актуальной, напоминая нам, что судьбы всех людей схожи, история повторяется, а человечество обречено совершать одни и те же трагические ошибки, игнорируя несчастливый опыт прошлого. Параллель между различными эпизодами в истории беженцев была неизбежна. Мы надеемся, что выставка заставит людей задуматься, и желаем, чтобы в ближайшем будущем ни для кого не было причин покинуть свою родину», — говорит директор музея Поликсени Велени во вступлении к объемному (330 страниц) каталогу выставки, который был составлен вместе с археологами Эвангелией Цангараки и Каллиопи Хадзиниколау.

© Археологический музей города Салоники

Издание каталога, (посвященного «Всем беженцам прошлого и настоящего», как отмечено в самом начале), стало возможным благодаря спонсорской поддержке группы Эфтимиадиса (Redestos- Efthymiadis Agrotechnology Group), основатель которой является потомком выходцев из Редестоса Восточной Фракии.

Выставка будет открыта для посетителей ежедневно до 31 января 2017 года с 9.00 до 16.00 в Археологическом музее города Салоники.

Вики Харисопулу

Источник: ANA-MPA