Культура
Мария Каллас
© ANA-MPA
Тема: Культура

Мария Каллас – гречанка с божественным голосом, которая жила искусством и любовью

«Vissi d'arte, vissi d' amore». Слова Флории Тоски из одноименной оперы Пуччини, возможно, лучше всего описывают жизнь Марии Каллас — великой оперной певицы, женщины, голос которой продолжит звучать во Вселенной, даже когда Земля прекратит свое существование, несясь в пространстве на каком-нибудь спутнике, вместе с музыкой Бетховена, произведениями Платона и другими достижениями человечества, чтобы когда-нибудь найти тех, кто будет способен понять их ценность… Или, как описал ее Франко Дзеффирелли, первая — и на данный момент единственная — обладательница сопрано, сумевшая выйти за рамки искусства, примадонна оперной сцены, которая сделала оперу понятной для массового слушателя.

Каллас родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке, в семье греческих эмигрантов, ее имя при рождении — Мария Анна София Кекилия Калогеропулу. Отец Каллас, фармацевт Георгий Калегеропулу был родом из Мелигаласа, Мессиния, а мать, Эвангелия Димитриади — из Стилиды, ном Фтиотида.

Мария Каллас рано начала занятия музыкой, брала уроки фортепиано и сольфеджио и уже в возрасте 11 лет  выиграла свою первую награду в конкурсе детской песни. В 1937 году после развода родителей вместе с матерью и сестрой она переехала в Грецию, где начала учебу в Национальной консерватории. Ее первой ролью стала Сантуцца в опере «Сельская честь». Спустя два года Каллас была принята в Афинскую консерваторию на курс знаменитой Эльвиры де Идальго. 

© ANA-MPA

После Второй мировой войны Каллас вернулась в США, и в сентябре 1945 года вновь оказалась в Нью-Йорке, безуспешно пытаясь получить работу в Метрополитен-опере.

Однако прослушивание принесло ей предложения ролей, от которых она отказалась, — в опере «Фиделио» Бетховена и «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Но Каллас не хотела петь «Фиделио» на английском языке и чувствовала себя слишком грузной, чтобы воплощать на сцене Баттерфляй.

Художественный руководитель амфитеатра «Арена ди Верона» Джованни Дзенателло, с которым она впоследствии познакомилась, пригласил Каллас в Италию, где в августе 1947 года она дебютировала в опере «Джоконда» Амилькаре Понкьелли. Вслед за этим она исполнила в Венеции партию Изольды и познакомилась с итальянским промышленником Джованни Баттистой Менегини. Эта встреча стала поворотной в судьбе Каллас — в 1949 году Менегини стал ее мужем, а стремление певицы к перемене облика привело к тому, что после суровой диеты она потеряла 30 килограммов, превратившись из полной девушки с божественным голосом в настоящую оперную диву.

В декабре 1951 года Каллас открыла сезон в Ла Скала оперой Верди  «Сицилийская вечерня», после чего пела в Милане последующие семь лет, с особым триумфом исполняя партию Виолетты в «Травиате» Верди в постановке Лукино Висконти.

В 1956 году Каллас впервые появилась на сцене Метрополитен-оперы в Нью-Йорке с партией Нормы в одноименном произведении Беллини. В августе 1957 она вернулась в Афины, чтобы выступить на Афинском фестивале на сцене Одеона Герода Аттика.

За два месяца до этого, на приеме американской писательницы Эльзы Максвелл, Мария Каллас познакомилась с Аристотелем Онассисом — мужчиной, который сыграл в ее жизни роковую роль. Так начался один из самых обсуждаемых романов той эпохи, журналисты поджидали их повсюду, а фотографии влюбленной пары разлетелись по всему миру. В 1960 году Каллас спела Норму в античном театре Эпидавра, вызвав у соотечественников бурю эмоций, а на следующий год она исполнила партию Медеи в постановке Алексиса Минотиса. Норма была любимой ролью Каллас, в чем певица сама призналась во время интервью музыкальному критику Дереку Прузе в 1961 году. «Всякий раз, когда я исполняю партию Нормы, я счастлива. Мне кажется, мы с ней похожи. Она слишком гордая, чтобы открыть свои чувства, но в итоге она уступает. Эта женщина не чувствует зла и несправедливости тех несчастных обстоятельств, причиной которых, в итоге, стала она сама», — призналась Мария Каллас в интервью, опубликованном в Sunday Times.

В 1962 году она вернулась на сцену Ла Скала, где публика и критики приветствовали ее в образе Медеи в постановке Алексиса Минотиса и с костюмами Янниса Царухиса.

В 1964 году Франко Дзеффирелли убедил Каллас присоединиться к  новой постановке «Тоски» на сцене Ковент-Гардена в Лондоне, которая была особенно тепло принята критиками. За ней последовал триумф «Нормы» в парижской Гранд-опера, несмотря на проблемы с голосом, которые уже давали о себе знать. В 1966 году Каллас отказалась от американского гражданства, приняв греческое, одновременно она расторгла брак с  Менегини. Но Каллас так и не дождалась предложения от Аристотеля Онассиса, поскольку тот женился на вдове президента Кеннеди Жаклин. Однако по слухам ее отношения с греческим магнатом, несмотря на серьезные разногласия, продолжались. В последующие годы, борясь с депрессией, Каллас исполнила роль Медеи в киноверсии Пьера Паоло Пазолини («Для меня существует окно во Вселенной, и твой голос звучит оттуда», — написал режиссер), записывает пластинки, преподает и дает концерты. 11 декабря 1974 года Каллас в последний раз выступит в городе Саппоро, Япония.

Легендарная оперная певица ушла из жизни в Париже 16 сентября 1977 года, через два года после смерти ее великой любви. Сегодня исследователи отвергают версию о самоубийстве, связанную с кончиной Онассиса, о котором ходили слухи. Они называют причиной смерти дерматомиозит — болезнь, которая затрагивает мышцы и ткани в целом, в том числе и гортани. По завещанию самой Марии Каллас ее прах был развеян над водами Эгейского моря…

Мария Мази

Источник: ANA-MPA