Культура
Московское метро: подземные дворцы для миллионов людей
© Sputnik/Сергей Пятаков
Тема: Культура

Московское метро: подземные дворцы для миллионов людей

Московский метрополитен, или просто метро, – это основа транспортной системы российской столицы. На его долю приходится больше половины всего пассажирского потока. Столичное метро знаменито не только протяженностью линий и своей 80-летней историей, оно славится и прекрасной архитектурой многих станций и вестибюлей.

В среднем услугами московского метро пользуются более 7 миллионов пассажиров в день, а в будние дни — более 9 миллионов. Это пятая в мире система метро по интенсивности использования после Пекина, Токио, Сеула и Шанхая. Всего в московском метро 12 линий общей протяженностью 331 км и 199 действующих станций. До 2020 года должно быть построено еще 75 станций, и тогда протяженность линий подземки возрастет более чем на 160 км.

Московское метро

Первая линия московского метрополитена начала работу 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». Еще две линии успели открыть до начала Великой Отечественной войны. Почти с первых лет существования Московского метрополитена предполагалось использовать его в качестве объекта гражданской обороны, и во время войны тысячи москвичей укрывались в нем от авианалетов.

До и после войны многие новые станции проектировались с учетом необходимости защиты от оружия массового поражения. Вентиляционные шахты оборудовали специальными фильтрами, а в тоннелях и на выходах станций метро устанавливали герметичные двери, которые и сейчас могут сдержать взрывную волну или наводнение. Более того, начавшееся после Второй мировой войны строительство Кольцевой и части Арбатской линии предполагало, что глубокие станции будут служить бомбоубежищами в случае ядерного удара.

© Sputnik/Рамиль Ситдиков

В середине 1950-х годов упор в развитии метрополитена был сделан на увеличение темпов и удешевление строительства новых линий, и индивидуальные проекты сменились типовыми. Эти достаточно однообразные неглубокие станции, которые существуют на каждой линии метро, получили в народе название «сороконожки», поскольку, по проекту, потолок станции должно поддерживать два ряда колонн — по 40 в каждом. Со временем количество колонн сократилось, но название осталось.

В постсоветский период темпы строительства метро замедлились, зато проектировщикам удалось вернуться к созданию уникальных станций, отличающихся красивой архитектурой и богатым интерьером, которыми знаменито московское метро. Ведь недаром 44 из 199 действующих на сегодняшний день станций признаны объектами культурного наследия, это настоящие «подземные дворцы», построенные в основном до середины 1950-х годов.

Одной из самых красивых в московском метро считается станция «Комсомольская» Кольцевой линии. Во главе группы архитекторов, разрабатывавших проект, стоял Алексей Щусев — автор комплекса Марфо-Мариинской обители, здания Казанского вокзала, мавзолея Ленина и многих других известных строений. Вестибюль «Комсомольской» украшают восемь великолепных панно, созданных из ценных камней и смальты и изображающих военные подвиги русского народа.

© Sputnik/Руслан Кривобок

У гостей столицы, пожалуй, большей популярностью пользуется «Маяковская», открытая в 1938 году. Главный архитектор проекта Алексей Душкин создал и другие, не менее знаменитые станции: «Площадь Революции», «Новослободская», «Автозаводская» и «Кропоткинская». «Маяковскую» также украшают 35 прекрасных мозаичных панно, расположенных на потолке центрального зала. Автором эскизов к ним стал знаменитый советский художник Александр Дейнека.

«Площадь Революции», также открытая в 1938 году, отличается от прочих станций тем, что ее центральный зал украшают 76 бронзовых фигур. Все скульптуры представляют жителей СССР в различные периоды времени. Существует много поверий, связанных с бронзовыми фигурами. Например, если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с «Марата», день будет удачным. А студенты говорят, что, если потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой», сдашь экзамен обязательно. Поэтому на многих скульптурах есть светлые участки, появившиеся от прикосновений не одного поколения жителей столицы.

© Sputnik/Владимир Астапкович

Самым ярким элементом оформления станции «Новослободская», открытой в 1952 году, являются 32 искусно подсвеченных витража. Они изготовлены латвийскими художниками из стекол, отливаемых для витражей костелов. Причудливое сочетание разноцветных элементов образует подобия фантастических цветов, растений, звезд. Кроме того, единственный вестибюль станции, находящийся на одноименной улице, внешне напоминает античный храм.

Также на звание самой красивой станции московского метро могут претендовать «Белорусская», «Новокузнецкая», «Таганская», «Театральная», «Кропоткинская», «Проспект Мира» и «Смоленская». Последними станциями, построенными в классическом сталинском стиле, стали «Фрунзенская» и «Спортивная», открытые 1 мая 1957 года. Из станций, построенных в XXI веке, самой интересной в плане оформления, пожалуй, можно назвать «Славянский бульвар». Она была открыта в 2008 году.

© Sputnik/Владимир Астапкович

Существует в Московском метрополитене и такая интересная традиция, как создание уникальных поездов. Сейчас по разным линиям ходит 11 таких составов, посвященных истории, искусству, литературе. Каждый пассажир, если повезет, может прокатиться, например, на ретропоезде «Сокольники», стилизованном под первый поезд Московского метрополитена. Или на «Красной стреле», оформленной в честь 75-летия фирменного поезда, курсирующего между Москвой и Петербургом.

По Сокольнической линии ходит и состав, посвященный одному из крупнейших сражений Великой Отечественной войны — Курской битве. На других ветках можно прокатиться в поезде — картинной галерее, поезде — библиотеке и даже на «Полосатом экспрессе», посвященном амурскому тигру, дальневосточному леопарду и защите окружающей среды.

Материал подготовлен редакцией сайта www.russia-greece2016.ru