Культура
Девушки в оренбургских платках
© Sputnik/Рудольф Алфимов
Тема: Культура

«В Оренбургской области вязать пуховые платки – как дышать!»

В Оренбуржье технология ручного плетения пуховых платков передается из поколения в поколение. Гульслу Амирова, мастерица, вязавшая платки для международных выставок, рассказала об особенностях изготовления этих уникальных изделий, прославивших отдаленный район России на весь мир. 

Как вы начали заниматься вязанием пуховых платков?

Лет в семь-восемь мама начала давать мне спицы, чтобы научить меня просто вязать. Самостоятельно я начала делать платки с 18 лет. Во времена моей юности никто на специальных курсах вязанию не учился, потому что в Оренбургской области все вяжут, для нас вязать платки — это как дышать.

Я выросла в маленькой деревне, где работы, кроме колхоза и поля, больше не было, а женщины коротали свободное время за беседами и вязанием платков на базар, то есть для частной продажи. Когда в области открылся Оренбургский пуховый комбинат, моя мама стала работать надомницей, мастерицей, которая выполняла заказы по плетению платков для комбината у себя дома. Потом к работе мамы присоединились и мы со старшей сестрой. Мы жили в 120 км от областного центра, поэтому от государственного комбината нам привозили сырой материал: «грязный», необработанный пух, тонкую хлопчатобумажную нить — основу, а также ставили очень жесткие требования по качеству изделий. 

Оренбургские платки известны на весь мир. Приходилось ли вам вязать изделия для международных выставок и ярмарок?

В Саракташском районе, в котором я жила, нас было 29 мастериц, которые вязали так называемые заказные платки на международные выставки, в частности, я вязала изделия для всемирной выставки «Экспо-70» в Осаке, Япония, и «Экспо-67» в Монреале, Канада. Для таких мероприятий мы делали высочайшего качества платки полностью в узорах.

Оренбургский пуховый платок

За такую работу нам давали премию 25 рублей, что было достаточно много в те годы. Из-за границы нам привозили благодарственные письма и дипломы, подтверждающие высокое качество наших работ. Потом эти изделия дарили высоким иностранным гостям, приезжавшим в Москву.

Мы вязали платки и для Олимпиады 1980 года в Москве. За полгода во всей нашей области начали вязать платки с символикой — в центре изделия был контур Кремля и надпись «Москва-80». Такие уникальные работы вручали олимпийцам как памятные подарки.

В СССР мастерицы оренбургских платков были героями производства: нас бесплатно возили по всей стране, ездили мы в Ригу, Кишенев и еще ближе к Европе. Так государство благодарило нас за работу.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о технологии вязания оренбургского пухового платка.

Для того чтобы из «грязного» пуха и основы получился оренбургский платок, вязальщице нужно проделать как минимум 13 различных операций, некоторые их которых надо повторить много раз.

Надомницам выдавали «грязный» пух, который вычесывали из коз или козлов в двух районах Оренбургской области. Животноводы одного района поставляли очень светлый пух, а другого — темный, но более мягкий и теплый.

Первым делом мастерица удаляет из пуха лишние волоски, которые попадают в него при вычесывании. Рукодельница убирает все лишние волокна специальной гребенкой, на вершине которой находятся иглы, через которые несколько раз прочесывается пух. После этого он красится, сушится и еще два раза расчесывается. Готовый пух укладывается слоями, чтобы не допустить попадания соринок, которые могли сделать платок более жестким.

Дальше на веретене, которое не сильно отличается от тех, что показывают  нам в исторических фильмах или выставляют в музеях, готовится пуховая пряжа, которая потом соединяется с тонкой хлопчатобумажной основой. Такая технология делает платок долговечным, пух в нем не сваливается.

Из получившегося клубка мастерица начинает вязать платок: сначала делаются четыре каемки — внешние контуры платка. На одну из сторон вяжется квадратная серединка, а потом на оставшиеся стороны ажурная обвязь, к которой привязываются оставшиеся каемки.

Вся работа от обработки сырого материала до готового платка сейчас у меня занимает где-то месяц. Когда я вязала платки для международных выставок, у нас был план, по которому в месяц мы должны были связывать два небольших платка (метр на метр) со сложным узором.

Какие узоры использовались на оренбургских платках?

В традиционном платке серединка обычно оставалась без узора, а на каемке и обвязи могли быть разные узоры.

На память я могу назвать порядка 500 разных узоров, которые я использовала, — это и «кошачьи лапки», «елочки», «квадратики», «лесенка», «дождик», «снежинки» и много других.

Каждый из узоров можно сочетать с другим, однако раньше у нас было принципиальное требование от заказчика — платок должен был быть симметричным во все стороны от центра. Если мастерица использовала один узор в каемке, он же должен был появляться и в обвязи, чтобы развернутый платок радовал глаз.

Сочетание рисунков мастерицы придумывали сами и сами же себя контролировали. Схема рядов рассчитывалась на бумаге. Надомница могла начать вязать каемку платка, сделать несколько рядов узора и увидеть, что рисунок получается некрасивым, приходилось все распускать и начинать работу заново. Это были настоящие творческие муки.

Когда платок занимал призовые места на выставках, каждая мастерица думала, что запомнит узор и будет все время вязать такие платки. Но внутри каждой из нас прямо как бес какой-то говорил: сделай лучше, сделай следующий по-другому. И все время мы вязали разные платки.

Какие виды платков вы вязали?

Мы кроме платков вязали паутинки, палантины и шарфы.

Паутинки принципиально отличаются от простых оренбургских платков и материалом, и технологией изготовления. Через обычное кольцо можно протянуть две паутинки, если они выполнены по правильной технологии.

Паутинки вяжутся из серебрянки, очень длинного и тонкого пуха горного козла. В процессе приготовления пряжи такой пух наматывается на шелковую основу. Изделие получается размером 1,5 на 1,5 м. Палантин же вывязывается в форме треугольника. 

Материал подготовлен редакцией сайта www.russia-greece2016.ru