Культура
Выставка «Автомашина в Древней Греции» в Музее древнегреческой техники Костаса Коцанаса
© ANA-MPA. Апостолис Зоис
Тема: Культура

Выставка «Автомашина в Древней Греции» в музее древнегреческой техники Костаса Коцанаса

Были ли в Древней Греции предпосылки для создания автомобиля, похожего на современный? На этот и многие другие вопросы дает ответ уникальная выставка «Автомашина в Древней Греции».

Необычную передвижную выставку музея древнегреческой техники Костаса Коцанаса за последние дни уже посетили сотни людей, оказавшихся в это время в Трикале, а в школах были специально запланированы организованные экскурсии.

Под эгидой министерства культуры, образования и религии (департамент исследований и технологий) в мечети Курсум в Трикале впервые в мире представлена выставка под названием «Автомашина в Древней Греции, от мифических самодвижущихся треножников Гефеста до самоуправляемых автоматов Герона». Организаторы — e-Трикала и муниципалитет Трикки, продлится она до 15 февраля 2016 года.

Выставка вызывает большой интерес и задает посетителям такие вопросы:

Существовали ли в Древней Греции автомашины и особенно с автоматическим управлением (то есть без водителя)? Когда и где? Как их создавали? Каковы были различные источники энергии для автоматического передвижения? Какими типами коробки передач они располагали для изменения скорости? Каким образом выполняли правый и левый поворот, а также обратный ход? По какому дорожному покрытию они передвигались? Были ли установлены индикаторы — измерительные приборы, например одометр, на колесных транспортных средствах? Изобрели ли уже карданную передачу (за 1800 лет до Джероламо Кардано) и колеса типа «кастор»? Появились ли паровые и реактивные двигатели в Древней Греции?

Какой тип передачи использовался при движении: ременная, зубчатая, цепная? Применяли ли кинематические механизмы для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот? Использовали ли поршни и цилиндры, впускные и выпускные клапаны, пружины, зубчатые шестерни и шестеренки, винты и гайки? Были ли, наконец, условия в Древней Греции, чтобы создать машину, похожую на современный автомобиль?

Данная выставка (с помощью движущихся экспонатов, подробных схем и исчерпывающих описаний) дает положительный ответ на вопрос о достоверности и правдоподобии экспозиции музея древнегреческой техники Костаса Коцанаса (www.kotsanas.com), который действует в Катаколоне и древней Олимпии (Музей Архимеда).

С помощью этой тематической выставки музей в очередной раз открывает эту относительно неизвестную сторону древнегреческой культуры и демонстрирует технологии древних греков, которые незадолго до заката эллинистического мира имели невероятное сходство с истоками нынешней техники.

Путь развития западной технологической культуры, как пояснил К.Коцанас Афинско-македонскому агентству новостей, не шел по восходящей линии, как принято считать. Техника стремительно развивалась и достигла пика к III веку до н.э., а в последующие столетия стала угасать и сошла на нет, постепенно возрождаясь к XIV веку н.э. и достигнув пика начала II столетия до н.э.

Поэтому, как объясняет Коцанас, развитие современной техники было бы сомнительным без неизбежного «возвращения» западной культуры (после полутора тысяч лет) к достойной восхищения, но забытой греческой технике. Исследование этой эпохи ясно показывает, насколько большим, чем мы полагаем, обязана современная западная цивилизация древним грекам.

Апостолис Зоис

Источник: ΑNA-MPA