Культура
Обычай, известный как «Арапидес», проводимый в день Богоявления. В одеяниях участников главенствует черный цвет: черные войлочные плащи, высокие маски на лицо и голову из козьих и овечьих шкур
Тема: Культура

Крещенские традиции и обычаи Восточной Македонии

Репортаж Василиса Лолидиса

Каждый год в разных регионах Восточной Македонии в течение 12 дней отмечается Крещение с множеством мероприятий, обычай, связанный с культом Диониса.

Среди мероприятий особое место занимают маскарад, колокольчики, песни, танцы и представления. Все элементы относятся к древним традициям, призывающим урожай, добрый год, удачу, хорошее здоровье и богатую жизнь.

В день Богоявления в местечке Никисиани области Кавала муниципалитета Пангео, в деревнях Монастираки, Ксиропотамо и Волака области Драма с небольшими вариациями устраивается праздник «Арапидес» с переодеванием героев в одежды, среди которых главенствует черный цвет: черные войлочные плащи, удивительные высокие маски для лица и маски-шлемы для головы из овечьих и козьих шкур.

Все команды арапидов выходят на общий парад на улицы под оглушительные звуки колокольчиков. Лидеры команд устраивают соревнования, меряясь силами до полной победы одного из них.

Следом вокруг упавшего без сил побежденного лидера собираются все остальные для совершения мистического ритуала, который завершается «воскрешением мертвого» и особенным безудержно веселым танцем.
Согласно традиции, это представление символизирует гибель Диониса от рук Титанов и его воскрешение Зевсом, а вместе с тем зимнюю спячку природы, олицетворяющую зиму, а следом за ней воскрешение природы — приход весны.

Посетителей особо впечатляют костюмы арапидов, в которые наряжаются только мужчины. Одеяние арапидов состоит из цервульи — башмаков из грубой свиной кожи, которые держатся на специальных кожаных завязках (лапарес), калцуньи — носков до колен, пошитых из овечьей шерстяной ткани, шерстяных штанов (бинивреки), грубого пастушьего плаща. На поясе костюма подвешены четыре пастушьих колокольчика (цанья) разного размера. Завершает одеяние барбота — маска для лица, сделанная из козьей шкуры, закрепленная по краям веревочками, ведущими к колокольчикам. Барбота украшается белым платком с цветными узорами, монетами и цветами.

Согласно традиции, во времена турецкого ига к одеяниям арапидов прибавлялась деревянная сабля — махера.

В местечке Кали Вриси области Драма в эти дни празднества проводятся особенно широко, в течение трех дней, с традиционным колоритом. Праздник начинается в канун Богоявления с ритуального семейного ужина. Главными героями праздника становятся бабуеры — мужчины, одетые в костюмы и маски животных, опоясанные тяжелыми колокольчиками. Они выходят после традиционного освящения воды и становятся центром праздника, восхищая костюмами и шумом колокольчиков, на все дни празднования.

Во время 12-дневного празднования в тех местах области Драма, где обосновались беженцы с побережья Понта, например в деревнях Ситагри и Платанья, проходят ритуалы «Момогери». Название традиции образовано двумя словами — «мим» и «старик», что связано с подражанием героев в масках стариков.

В восточной части муниципалитета Кавала, в Неа Карвали, каждый год в канун Богоявления устраивают «Сайя», традиция этого праздника идет из Каппадокии. В программу праздника входят культовые ритуалы по привлечению хорошей, легкой и богатой жизни в новом году, что символизируется огнем, пожеланиями, танцами и песнями.

На площади Неа Карвали перед церковью Святого Григория, где хранятся мощи святого, местные жители разжигают большие костры, языки пламени которых должны подниматься как можно выше. Вокруг костров устраивают хороводы с песнями. В давние дни придавали значение направлению движения дыма костра. Так, если дым направлялся на восток, это считалось добрым предвестником богатого урожая. Если же дым улетал на запад, север и юг, только те дома, которые находились в том направлении, могли ожидать удачи и хорошего урожая. Когда пламя начинало угасать, дети трижды прыгали через него.

Источник: ΑNA-MPA