Культура
Рождественские обряды и традиции всех уголков Греции
© ANA-MPA. Симела Панзартзи
Тема: Культура

Рождественские обряды и традиции всех уголков Греции

Каждая область Греции готовится встречать Рождество Христово со своими обрядами и традициями, которые уходят корнями в далекое прошлое. Приготовления к самому радостному празднику христианского мира наполнены песнями и запахом праздничной снеди, доносящимся с кухонь умелых хозяек.

Македония — Фракия

В деревнях северной Греции накануне праздников хозяин дома ищет и выбирает самое красивое, крупное и крепкое сосновое или еловое полено и приносит его в дом. Называется оно «христоксило» — «Христово дерево», именно это полено будет гореть в очаге все двенадцать дней праздников, с Рождества до Крещения. Зола от такого полена защищает дом и прилегающие земли от всякого зла. Прежде чем хозяин принесет христоксило, хозяйка как следует прибирает дом, и в особенности камин: в нем не должно остаться и следа от старой золы. Чистят даже дымоход, иначе, как гласят рождественские предания, по нему могут спуститься каликандзары — злобные существа. Вечером накануне Рождества вся семья собирается вокруг камина, хозяин дома разжигает новый огонь и кладет в очаг «Христово дерево». Согласно народным поверьям, пока горит христоксило, Христос греется в своих яслях. В каждом доме стараются, чтобы оно горело до самого Крещения.

В Македонии и Фракии существует традиция ряженых, которая, вероятно, и связана с каликандзарами.

В деревнях Платанья и Ситагри округа Драма распространен обряд ряженых «момогеры», его привезли с собой эмигранты из Понта. Название «момогеры» происходит от слов «мим» и «старик», «старец» и, конечно, связано с подражательными действиями участников обряда. Похожие на стариков, облаченные в звериные шкуры — волчьи, козлиные или любые другие, а иногда опоясанные мечами наподобие солдат, момогеры появляются на протяжении всех Святок. В надежде, что грядущий год будет удачным, они разгуливают группами по деревням и поют колядки или другие песни. Когда встречаются две такие компании ряженых, между ними разгорается шуточная война, пока одни не победят, а другие не признают свое поражение.

Разные варианты этого обряда встречаются в деревнях Козани и Касторья, они носят название «рагуцарья».

В Пелле есть обряд «колида бабо», когда 23 декабря жители деревни разводят костры и кричат: «Колида бабо!», что на местном наречии означает «бабушку режут». Считается, что огни зажигают, чтобы люди узнали о резне, устроенной в этот день царем Иродом, и могли защитить свои семьи, а также защититься от любого другого зла, которое подстерегает человека накануне Рождества.

В Сьятиста (район Козани), возрожден обычай разводить костры («кладарьес»), чтобы согреть младенца Христа, а также петь колядки и устраивать гулянья ряженых, которые танцуют местный рождественский танец.

Во Флорине жители встречают Рождество Христово, разжигая в полночь большие костры, как костры вифлеемских пастухов, которые они развели, чтобы согреть маленького Христа. Костры разжигают и в канун Нового года.

Фессалия

Один из самых важных рождественских обрядов в Фессалии — забой свиньи. Готовились к нему очень тщательно, потому что вслед за этим веселились и пировали до рассвета, чтобы обряд повторился и на следующий день, и еще через день. Три-четыре семьи, живущие рядом, решали, когда чья очередь забивать свинью. Этот день получил название «гурунохара» (дословно — «свиная забава»).

В полночь накануне Рождества совершают обряд так называемого кормления источника. В день Рождества на рассвете девушки идут к ближайшему источнику, чтобы набрать «молчаливой воды». Называют ее так потому, что по дороге никто не произносит ни словечка. Все источники в деревне «угощают» маслом и медом с пожеланием, чтобы как течет вода, так бы весь грядущий год и дом процветал, и как сладок мед, так сладка была бы и жизнь его обитателей. А чтобы был хороший урожай, источник «кормят» различными лакомствами, например сливочным маслом, хлебом, сыром, бобами или еловыми веточками. Считалось также, что та, кто первой придет к источнику, будет самой счастливой весь будущий год.

Затем в кувшин бросают лист ежевики и три камушка, «крадут воду» и возвращаются домой, по-прежнему молча — пока все не отопьют из кувшина с молчаливой водой. Ею кропят четыре угла дома и разбрасывают по дому камушки из кувшина.

Во многих деревнях Фессалии, возвращаясь домой из церкви, девушки кладут рядышком в горящий очаг веточки кедра, а юноши — дикой вишни. Они символизируют надежду на хорошую жизнь. Все стараются выбрать самые тонкие веточки, и та или тот, чья веточка сгорит раньше остальных, первой выйдет замуж или женится.

Эпир

В основе прекрасного обряда горящей дубовой ветви лежит древняя традиция. Говорят, когда родился Христос и пастухи пришли ему поклониться, была темная ночь. Но они нашли сухой дуб и отломили от него каждый по ветке, зажгли их, и темная гора озарилась радостным светом и наполнилась треском горящих ветвей. С тех самых пор в деревнях Арты существует обычай: те, кто идет поздравлять соседей с Рождеством, или же молодожены, которые идут поклониться отцу и матери, несут в руке дубовую ветвь или ветку другого дерева, которое горит, потрескивая. По дороге ее зажигают, наполняя темные деревенские улочки радостным светом и треском.

В Янине же несут не ветвь, а только горсть листьев дуба или лавра и, как только входят в дом и здороваются с хозяевами, кидают ее в камин. А когда листья разгораются, начинают трещать и разбрасывать искры, звучат пожелания: «Ягнят, козлят, женихов и невест!» Это самое лучшее пожелание для любой хозяйки.

Крит

Замешивание теста для рождественского «Христова хлеба» («христопсомо») считается священным и исключительно рождественским обрядом. Женщины готовят тесто терпеливо и с особым почтением. Замешивание теста — настоящее священнодействие. Для него берут только самые дорогие продукты — муку тонкого помола, розовую воду, мед, кунжут, корицу и гвоздику — и, пока замешивают, приговаривают: «Христос рождается, свет разгорается, тесто поднимается». Из половины теста лепят круглый хлеб, а из второй — полоски, из них делают крест. В центр хлеба кладут яйцо или цельный орех, символизирующий плодородие.

Христопсомо — это благословенный хлеб, он будет поддерживать жизнь хозяина дома и всей его семьи. Его разрезают в день Рождества.

О российских традициях читайте тут.

Источник: ΑNA-MPA